Евгений Еловский рассказал, зачем переносить авиаузел и как влияют туманы на экономику порта.
9 сентября 2008 года на V Байкальском экономическом форуме и.о. губернатора Игорь Есиповский со стороны Иркутской области и министр Игорь Ливитин со стороны министерства транспорта РФ подписали Меморандум о взаимодействии по реализации проекта строительства нового иркутского аэропортового комплекса. Министр тогда заявил, что с 2010 по 2015 год из федерального бюджета на строительство инфраструктуры будущего комплекса выделят 16 миллиардов. Тогда комплекс планировали разместить в районе Поздняково в Иркутском районе. Такое предложение поднимали еще в 90 годах прошлого века, однако его отклоняли из-за близости военных объектов РВСН и спортивного аэродрома в Оеке. Общая сумма инвестиций по новому проекту оценивалась в 40 миллиардов.
Тогда это решение принималось с оглядкой на череду авиакатастроф. Причем не только на территории Иркутска, но и России. Специалисты называли несколько ключевых факторов в пользу переноса: необычный угол посадки на ВПП Иркутска, риски взлета и посадки над городом и частые туманы.
С момента подписания Меморандума прошло 8 лет, инфраструктура для нового комплекса не подготовлена, 16 миллиардов не выделены, неизменным осталось только оптимальное, по мнению специалистов, место для нового комплекса – Поздняково. О сложностях, с которыми сегодня сталкивается аэропорт из-за географического положения, мы поговорили с начальником производственно-диспетчерской службы иркутского аэропорта Евгением Еловским (на фото).
Модель терминала «Иркутск-Новый» ФГУП НИИ ГА «Аэропроект», презентованная во время V Байкальского экономического форума в 2008 году.
— Евгений Львович, мы часто слышим, что на экономику иркутского аэропорта сильно влияют туманы. Рейсы направляют в другие аэропорты, пассажиры терпят неудобство. Вероятно, они же несут траты, которые затем включают в стоимость авиабилетов.
— Когда в прошлом году тема с туманами начала муссироваться, мы подняли документы и выяснили, что в среднем в год у нас не более 18-24 туманных дней и длится он, как правило, непродолжительное время – с 4 до 11 утра. От задержек рейсов аэропорт не несет практически никаких финансовых потерь: мы обслуживаем 40 рейсов в сутки – столько и запланировано. От климатических условий, действительно, страдают пассажиры, которые вынуждены терять время, но финансовые потери несут перевозчики: если самолет вынужден сесть в другом аэропорту региона, то авиакомпания оплачивает обслуживание рейса и им, и нам.
Отмены обслуживания в Иркутске происходят не чаще 2-3 раз в год у небольших чартерных рейсов, которые могут сделать «привал» в любом другом аэропорту региона.
— Какая местность в радиусе 100 км от Иркутска наименее подвержена возникновению туманов и подходит под строительство нового аэропорта?
— Я сам бывший пилот, отлетал 30 лет. Так вот еще в 70-х годах в случае непогоды нас направляли в аэропорт Усть-Орды. Поэтому я считаю, что вариант строительства в Поздняково, между Оеком и Усть-Ордой, самый подходящий: Поздняково не попадает в нашу туманную зону и там нет застойной низкой облачности, как у нас. Кроме того, площадка находится в 45 км от города, что, с одной стороны, безопасно для жителей, а с другой - дает возможность для дальнейшего развития, строительства. Географически Поздняково, конечно, не так удобно, как Савватеевка под Ангарском, но, во-первых, там очень много военных объектов, а во-вторых, сходные погодные условия с Иркутском, кроме того, добавляется смог из-за выхлопов предприятий.
— В СМИ нередко звучало мнение пилотов, что в иркутском аэропорту сложно совершать посадку. С чем это связано?
— Я считаю, что так могут говорить только неопытные летчики, которые не видели по-настоящему сложных аэропортов. Мне есть с чем сравнить. Гораздо сложнее садиться, например, в Бодайбо или Маме, где аэродром окружен горами. В Иркутске вся сложность заключается в том, что у нас не самая привычная схема захода: глиссада (траектория снижения, – прим. ред.) у нас более крутая – 3 градуса и 20 минут, вместо 2 градусов и 40 минут. Но учитывая, что сейчас большинство самолетов садятся автоматически, это вообще не представляет никакой проблемы. Кроме того, в иркутском аэропорту очень длинная, удобная полоса – 3,5 км.
— Какие, на ваш взгляд, существуют объективные причины для переноса аэропорта в данный момент?
— Аэропорт вообще должен быть в 30-40 км от города, так сделано во всех крупных областных центрах. При этом отмечу, что вины аэропорта в известных всем катастрофах нет, все случаи в нашей области связаны с ошибками экипажей. Нашему аэропорту, в первую очередь, некуда развиваться, а в условиях растущего туристического потока это необходимо. В Иркутске становится все больше многоэтажек, а это тоже, как известно, небезопасно с точки зрения авиаторов. Кроме того, людям мешает шум самолетов, у нас из-за этого есть ряд ограничений на ночные рейсы. Также большим грузовым самолетам нельзя взлетать над городом.
— А что делать со старым?
— Я полностью поддерживаю идею переноса аэропорта, хоть наш аэропорт дает хорошие экономические показатели и нам есть чем гордиться. Как вариант дальнейшего его использования - местные рейсы по северным направлениям. Аналогично поступили со старым аэропортом в Красноярске, но в нашем случае нужно будет серьезно думать над окупаемостью.
ИА «ИркСиб».
P.S. Данное интервью выражает субъективное мнение Евгения Еловского. Решение о переносе и месте строительства нового аэропорта принимает собственник предприятия – правительство Иркутской области. На данный момент (октябрь 2016 года) решение не озвучено, ведутся переговоры с возможными инвесторами.