«Осиротевшие» против «серкомовских» - SMM-специалист о войнушках в «Фейсбуке»

Шрифт

Александр Откидач рассказал, кто стоит за ботами, и почему кандидатам нужно уходить в «Одноклассники».

 

Околополитическую часть иркутского «фейсбука» изрядно затрясло за несколько месяцев до губернаторских выборов в 2015 году. Тогда к явным сторонникам противоборствующих сил начали подключаться «фейки» -  реальные люди, решившие скрыть лица под масками анонимов. Позже «фейков» стали называть «ботами». Выборы закончились, политические страсти не утихли, а накануне выборов в Госдуму и вовсе обострились, при этом ботов стало больше. Пользователи отмечают, что в последнее время в «друзья» к иркутянам добавляются по 5-10 новых «ботов» ежедневно, некоторые из которых крайне агрессивны. Совладелец агентства по продвижению в социальных медиа «MediaLab» Александр Откидач, который занимается SMM с 2009 года, рассказал «ИркСибу» о том, кто стоит за ботами, и есть ли от них толк во время предвыборных кампаний.

- Александр, насколько профессионально ведется СММ-кампания в соцсетях сейчас?

- Изначально радует тот факт, что большинство кандидатов, которые сами не могут вести собственные страницы, отказались от них. Это как раз то, за что я ратовал последние года три. Открывать общественные приемные гораздо эффективнее, чем заводить странички в соцсетях. Здесь нужно быть самим собой, потому что любая подмена резко бросается в глаза. И в разрезе этого могу сделать комплимент только одному кандидату-одномандатнику, который активно ведет «фейсбук». Никаких сомнений в том, что он делает это сам, нет – даже пишет с ошибками, и в данном случае это плюс.

- А команды СММ есть у всех кандидатов?

- Почти у всех мне известных кандидатов от ведущих партий есть команды, которые работают в интернете – я подчеркнуто говорю об интернете, а не только о соцсетях. Они охватывают и форумы, и новостные сайты, где можно оставлять комментарии, и все остальное.

- Нам интереснее про соцсети.

- Сейчас, в связи с предвыборной и вообще околополитической ситуацией, в Иркутской области в соцсетях работают две условные группы людей. Первые – это СММ-щики – специалисты, которые занимаются соцсетями, вторые – это журналисты, которые решили заниматься еще и СММ.  Различие это бросается в глаза мне, как СММ-щику, как бросалось бы в глаза журналисту, если бы СММ-щик написал большую статью в какую-нибудь крупную газету. Читатель сразу бы понял – что-то здесь у автора пошло не так. Ну и бывают забавные ситуации, когда, например, на телефон приходит уведомление «ваш друг Иван Петров зарегистрировался в Instagram как Юрий Сергеев». При том, что всем известно, что Юрий Сергеев – это действующий кандидат.

- Сколько групп СММ-щиков работают на кандидатов?

- По моим наблюдениям, три. Все они чувствуют себя довольно комфортно сейчас, работают хорошо – без явных проколов. Пока был единичный случай, когда одна группа слишком быстро себя выдала – ярко выразила, что ее боты поддерживают определенного кандидата. На них тут же начали писать в техподдержку. В ответ рассекреченные боты начали писать в техподдержку на конкурентов. И в результате этой последней крупной бото-войны «погибло» 23 бота с одной стороны и 12 с другой.

Третья группа – тоже профессиональная команда, которая, впрочем, легко вычисляется при мониторинге комментариев на новостных сайтах под информациями об одном из кандидатов. Они давно и активно работают.

- Но мы, тем не менее, наблюдаем яростные бои между ботами и между ботами и людьми в «фейсбуке». Можно ли этим как-то склонить избирателя в пользу конкретного кандидата?

- Конечно, нет. Аудитория «фейсбука» давно определилась со своими политическими предпочтениями. Действующие сегодня в «фейсбуке» боты выполняют две задачи: первая – создать фон. Они, например, бросают в сеть какие-нибудь заголовки материалов. Читатель, скорее всего, и не будет переходить по ссылке, но в память что-нибудь да отложится.

Вторая группа занимается очернением. Эти боты наиболее активны, есть с обеих сторон – так называемые серкомовские (сторонники новой власти, - прим. ред) и осиротевшие (сторонники проигравшего губернаторские выборы Сергея Ерощенко, - прим. ред.). Совершенно точно – это не СММ-щики. Им, во-первых, не интересна эта политическая возня, а во-вторых, они просто не знают, кто за кого и почему – это нормальные молодые ребята, они никогда в жизни с подобными войнушками не сталкивались.

- За этими ботами стоят журналисты?

- Безусловно, это те журналисты, которые так или иначе заняты в штабах кандидатов. Все тексты для вбросов написаны, как правило, грамотно, подкреплены аргументами, манипулятивны. За некоторыми журналистами, как нам удалось выяснить, стоит по два-три бота. В «фейсбук» все эти персонажи перетекли из предвыборных чернушных газет. Просто начали ретранслировать то, что раньше печатали, в интернет.  Раньше в соцсетях никогда не было такой грязи и возни. А в этом году появилась. Почему? Сложно сказать, но только в этом году ряд журналистов, работающих в политике, начали заниматься социальными медиа у кандидатов. Вывод напрашивается сам – вся грязь основана на доступе к документам, на знаниях внутренней кухни, о которой рядовые СММ-щики даже не в курсе.

- Это тоже часть политтехнологий.

- Но заказчики и боты не понимают, что этими своими действиями, которые направлены на очень узкую заинтересованную группу, раздражают множество других пользователей, которым нет дела до сведения личных политических счетов. Видя эту возню, обычные пользователи еще больше отдаляются от политической жизни. Кто от этого выигрывает в конечном итоге, я не знаю.

- А как на счет тех, кто против всех?

- Такие тоже есть, но это временно неопределившиеся. Они поливают грязью всех подряд. В какой-то момент они пойдут к одной из сторон и покажут «а я умею вот так, хотите, за вас буду?». Таких очень мало, но они есть.

- Делаем вывод, что иркутский «фейсбук» испортили журналисты?

- Только далеко не весь иркутский «фейсбук», а крошечную ее политизированную часть. И не все журналисты, а пять-десять авторов, работающих с политическими темами.

- Куда нужно перетекать ботам, чтобы реально влиять на выборные процессы?

- Однозначно, что в «Одноклассники». Дугой момент, что журналисты не смогут там работать, они привыкли к «фейсбуку». «Одноклассники» и «ВКонтакте» - вот целевая аудитория кандидатов. Там гораздо больше людей, которых можно переубедить и которые ходят на выборы. Там и войн никаких нет, и не будет, что радует.

- Когда войнушка в «фейсбуке» закончится? Или все только начинается?

- К сожалению, это никогда не кончится. Многие работники политической отрасли таким образом сводят счеты с конкурентами или просто за маской бота портят жизнь другим участникам политического Иркутска.  И если в период кампании это можно делать за деньги, то между выборами они это делают совершенно бесплатно и с удовольствием. Просто люди такие – обиженные, завистливые и злые. От своего имени они не могут писать гадости – коллеги не поймут. А с бота – легко.

ИА «ИркСиб», фото со страницы Александра Откидача в facebook.