Мэры муниципалитетов Приангарья выступают против перераспределения доходов от налогов

Шрифт

Инициатива мэра Ангарска не нашла ни у кого поддержку.


Комиссия при Регсовете Иркутской области поддержала губернатора Иркутской области Сергея Левченко, давшего отрицательное заключение на законопроект мэра Ангарска Сергея Петрова.
Вопрос сбалансированности местных бюджетов обсудили участники комиссии по экономическому развитию и финансам при Региональном совете Иркутской области. Комиссию возглавляет мэр Зимы Андрей Коновалов, в ее состав входят мэры еще 17 территорий, а также представители нескольких областных ведомств.

Мэр Усть-Кутского района Тамара Климина подняла вопрос о том, как может отразиться на местных бюджетах принятие законодательной инициативы главы Ангарского городского округа Сергея Петрова по перераспределению в пользу территорий области 5% от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и 20% налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН). Законопроект был внесен в областной парламент в июне текущего года и 24 октября одобрен на заседании Ассоциации муниципальных образований Иркутской области.

По предварительным подсчетам регионального министерства финансов, принятие законопроекта с учетом предложений, прозвучавших на Ассоциации, приведет к выпадающим доходам областного бюджета 2020 года на 4,7 миллиарда рублей, из них 3,2 миллиарда по НДФЛ и 1,5 миллиарлда рублей по УСН.

Наиболее выиграют три городских округа – Иркутск, Братск, Ангарск, – в бюджеты которых поступит около 2,9 милдлимарда рублей (61%) от общей суммы. Областному центру достанется 2 миллиарда рублей, Братску – 409,4 миллиона рублей, Ангарску – 367,9 миллиона рублей. Для сравнения, Баяндаевскому району достанется всего по 5,2 миллиона рублей. Немногим больше перепадет почти половине территорий.
В связи с выпадающими правительству региона придется перекраивать уже сформированный областной бюджет, в первую очередь сокращать объемы межбюджетных трансфертов. И если на бюджетах Иркутска и Ангарска, являющихся городами-донорами и не получающих дотации из региональной казны, это никак не отразится, то финансовые ресурсы остальных муниципальных образований чувствительно пострадают, поскольку сейчас эти территории получают значительно большую помощь от области, чем те дополнительные доходы, которые могут получить в случае принятия законодательной инициативы мэра Ангарского городского округа.

Заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов, обращаясь к членам комиссии при Регсовете, подчеркнул, что, в связи со сказанным выше, решение должно приниматься взвешенно и коллегиально.

– Позиция губернатора и регионального правительства к этой инициативе отрицательная, потому что это приведет к существенному объему выпадающих доходов областного бюджета и непропорциональному распределению основной части налоговых отчислений в бюджеты ограниченного числа муниципальных образований, – отметил Дмитрий Чернышов.

Такая же позиция и у прокуратуры Иркутской области, которая тоже дала свое заключение на законопроект Сергея Петрова. «Внесение изменений в закон о межбюджетных трансфертах в отношении муниципальных районов и городских округов ставит в неравное положение их обеспеченность доходами, что не отвечает принципу равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Городские округа имеют наибольшую экономическую стабильность по сравнению с муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, большая часть которых относится к 3 группе дотационности, а городские округа к 1 и 2 группам», – говорится в документе.

Против инициативы мэра Ангарска высказался мэр Жигаловского района Игорь Федоровский.

«Моя позиция известна с 2016 года, когда этот вопрос поднимался в первый раз. Мы все понимаем, что все это перераспределение в пользу крупных муниципалитетов Иркутской области: Иркутск, Братск, Ангарск. Жигаловский район от этого ничего не имеет. Наш район получит 1,2 миллиона рублей, в то время, как Иркутск – миллиард, Ангарск и Братск – около 500 миллионов рублей. Мы понимаем, что это сделано только в пользу четырех муниципалитетов, а мы практически в этом не участвуем, только наблюдаем со стороны, поэтому моя позиция за три года не изменилась», – отметил Игорь Федоровский.

Мэр Свирска Владимир Орноев также негативно относится к сложившейся ситуации.

«Моя позиция осталась той же, что и три года назад. Тогда сказали, что территория получит дополнительные доходы, потому что идет увеличение в пользу территорий. Но в результате 90% получили три территории: Иркутск, Братск, Ангарск. Мы не выиграли ни рубля. Сейчас мы опять видим, что 95% – это 3,5 млрд – опять получат крупные территории, а Свирск – 1,6 миллиона рублей. Я категорически против раскатывания областного бюджета. Мы не поддерживаем инициативу городов-доноров. Иркутская область – это не три города, это все поселения и все МО второго уровня, это малые и большие города. Мы все находимся в одинаковом положении. Жители всех территорий хотят жить достойно: строить скверы, ремонтировать дороги, оплачивать услуги ЖКХ», – прокомментировал ситуацию Владимир Орноев.

С коллегами солидарен мэр Зимы.

«Мы высказывали свое мнение на комиссии по экономике и финансам, что это негативно скажется на нас, поэтому мы инициативу не поддерживаем. Потому что в этом случае большая сумма уходит в Иркутск, Ангарск, Братск, мы получаем всего около 34 миллионов. Если бы была возможность распределить деньги по всем муниципалитетам, мы бы выиграли, но в предлагаемой схеме мы однозначно проигрываем, потому наша позиция – против», – отметил мэр Зимы Андрей Коновалов.

На заседании комиссии при Регсовете мэрам был предложен другой вариант увеличения финансовой помощи муниципалитетам. В проекте областного бюджета на 2020-2023 годы заложены средства на премирование тех территорий, у которых по итогам финансового года увеличение налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов будет выше среднеобластного. Весь объем такого прироста будет возвращаться назад в территории, которые смогут распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. В 2020 году на данные цели в областном бюджете предусмотрено 500 млн рублей, в 2021 и 2022 – по 700 млн рублей.

Находившиеся в зале участники заседания комиссии при Регсовете голосованием поддержали идею такого премирования муниципалитетов.

ИА «ИркСиб».