Уникальный взгляд Евгения Доманова. Как иркутский фотохудожник начал покорять мир

Шрифт

Интервью с фотографом.

Евгений Доманов известен в Иркутске необычными фотографиями города, яркими, живыми снимками диких животных и прекрасных байкальских пейзажей. Евгений – уникальный для Иркутска человек. Ни один другой наш фотограф не имеет столько международных премий. «ИркСиб» расспросил Евгения о любви к фотографии, поисках вдохновения, мечтах и планах на будущее.

Это второй материал из серии «Сделано у нас», в которой мы рассказываем о жителях Приангарья, которые делают что-то уникальное или делают что-то лучше всех.

«15 лет я не брал камеру в руки»


Увлечение Евгения фотографией началось еще в школе. Как и многие дети в Советском Союзе, он ходил в фотокружок, где постигал тонкости работы с техникой. Хобби так захватило школьника, что уже в старших классах Евгений начал зарабатывать на нем, снимая праздники и банкеты.

«Я настолько себя загнал, настолько переел этого, что у меня возникло отвращение. 15 лет я не брал камеру в руки. Но время прошло, технологии изменились, камеры стали круче, лучше, сильнее, вновь появилось желание снимать», - вспоминает фотограф.

Возвращаясь к своему хобби, Евгений обратил внимание на виды вечернего города. Он сделал серию снимков Иркутска и опубликовал в соцсетях, фотографии очень понравились людям.

«Понял, что город можно снимать интересно и красиво - так, как не снимает никто. Людям нравилось, они давали обратную связь, оставляли интересные отзывы. Тогда я понял, что это мой путь», - отмечает иркутянин.

Евгений Доманов

Портреты хищников

Известна поклонникам творчества Евгения серия портретов диких животных. Снимки, опубликованные в соцсетях, неизменно собирают множество комментариев, не оставляя людей равнодушными. Фотограф рассказывает, что желание снимать хищников тоже пришло из детства.

«Я раньше любил майки и футболки с наклейками тигров и львов, это было модно. А еще у бабушки в квартире висело большое изображение рыси. Кошка смотрела прямо в глаза. Я восхищался картиной. А однажды отец сказал: «Присмотрись, у нее в глазах фотограф отражается». Это стало большим открытием, стало интересно, как сняли эту кошку. В то время еще не было телеобъективов, но портрет был шикарный. С той поры во мне зародилось желание сделать такой снимок, а когда появилась техническая возможность, я решил попробовать сделать серию ярких, эмоциональных портретов диких животных», - вспоминает Евгений предысторию своего знаменитого проекта.

По словам фотографа, сложнее всего снимать лошадей. Кони всегда мотают головой, а еще воспринимают линзу объектива как большой глаз – как угрозу.

«Однажды я снимал коня в манеже, и он на меня бросился. Благо хозяин успел его остановить, иначе лошадь меня затоптала бы», - смеется фотограф.

Источники вдохновения

Евгений вдохновляется работами современных и классических фотохудожников. Одним из первых фотографов, перевернувших сознание иркутянина, стал Майкл Кенна.

«Это классик современной фотографии, который снимает в стиле «минимализм». Он часто работает в Японии, на Хоккайдо, там же, где и я. Только я снимаю журавлей, а он - деревья. Майкл Кенна признан во всем мире, его работы продают ведущие галереи США, Европы и Японии. Особенность Майкла Кенны в том, что он печатает работы вручную, он до сих пор снимает на пленку. Каждая фотография уникальна», - рассказывает Евгений.

Работа из серии «Журавли»

По словам фотографа, в мире современной фотографии есть правило: чтобы работы ценились, нужно создавать ограниченный тираж. Чтобы коллекционеры понимали, что входят в число избранных, получивших одну из 5-10 работ.

После Майкла Кенны Евгений изучал авторов, которые работают с цветом. Одним из них стал Майкл Истман - американский фотограф, сделавший серию снимков интерьеров Гаваны. Он сумел передать эстетику полуразрушенных и обшарпанных интерьеров. Все работы из этой серии уже раскупили ведущие музеи мира.

«При взгляде на его работы у меня родилась идея снять парадные Санкт-Петербурга. Эта серия вслед за «Журавлями» уверенно получает награды на международных выставках. Недавно этот проект получил «золото» в Токио», - отмечает Евгений.

Эрмитаж

Еще одним источником вдохновения фотографа является живопись. Прежде чем приступить к очередному проекту, он изучает работы художников.

«Перед работой в Сочи, где я снимал проект «Локдаун», несколько месяцев изучал картины абстракционистов: Марка Ротко, Кандинского, Малевича. Смотрел их работы и пытался понять, почему они так творили», - говорит фотохудожник.

Курс на мировую арену

«Последние полтора года я активно учусь. Мои преподаватели - это искусствоведы, архитекторы, дизайнеры, фотографы, художники. Я по крупицам собираю информацию. Моя цель - выйти на международный уровень, международный рынок», - делится планами иркутский фотограф.

Евгений с сожалением отмечает, что в России арт-рынок находится в зачаточном состоянии. И если в Европе и Америке считается совершенно нормальным купить фотографию за 5-10 тысяч долларов для украшения интерьера, то для России это пока дико.

Для того, чтобы выйти на международный рынок, нужны победы в крупных фотоконкурсах. Первой работой, которую иркутянин отправил на международные фестивали, стала «журавлиная» серия. Фотографии получили уже пять международных наград в Париже, Лондоне, Лос-Анджелесе, Токио и Нью-Йорке.

«Но я надеюсь, что это еще не окончательный список, многие конкурсы еще не закончились», - добавляет Евгений.

Работа из серии «Журавли»

Про отъезд и возвращение в Иркутск

Перед пандемией Евгений планировал поработать в Москве, но коронавирус скорректировал его планы и показал, что сегодня не нужно иметь офис или какое-то конкретное место для работы.

«Я работаю по всему миру, а отдыхаю в Иркутске. Смешно признаться, за две недели на Мальдивах я ни разу не прилег на лежак, потому что ходил с камерой, искал новые сюжеты, снимал. Не вижу смысла открывать какие-то офисы, рабочие кабинеты или галереи. Я вижу свое развитие следующим образом – летать в страны, которые мне интересны, снимать интересные для меня проекты, продвигать их через международные конкурсы на мировой арене, а в случае успеха – продвигать через галереи. А дома хорошо отдыхать», - признается иркутянин.

По словам Евгения, пока он снимал Байкал, то был интересен только на местном уровне. Крупные компании покупали фотографии или календари, картины в подарок московским гостям. Но это не происходило регулярно. После того, как иркутянин стал снимать в Японии, Санкт-Петербурге, к нему проявили интерес частные коллекционеры и крупные федеральные компании.

Из серии «Парадные Петербурга»

Профессиональная мечта

Евгений мечтает работать с лучшими мировыми галереями. При этом иркутянин отмечает, что вопрос денег для него вторичен, на свои сюжеты он смотрит прежде всего через призму творчества, эстетики, красоты. Для фотографа важно, любить то, что он делает.

«В мире есть фотографы, которые только планируют снимать новый фотопроект, а галереи уже заключают с ними контракты на покупку этих работ. Я бы хотел вырасти до такого уровня», - отмечает Доманов.

Есть у Евгения список проектов, которые он хотел бы снять, но нужные локации находятся за рубежом, а границы пока закрыты.

ИА «ИркСиб», фотографии из архива Евгения Доманова.