Эксперт: «У всех «хрущевок» Иркутска есть дефицит сейсмостойкости»

Шрифт

Специалист ведущего научно-исследовательского института страны в области строительства рассказал о перспективах домов 335 серии.

В минувшую пятницу в Иркутске завершилась ежегодная «Байкальская строительная неделя», собравшая экспертов в области строительства, научного сообщества и представителей компаний, так или иначе связанных с возведением и эксплуатацией зданий. Во время одной из тематических секций перед иркутянами с докладом выступил заместитель руководителя Центра исследований по сейсмостойкости сооружений (ЦИСС) ЦНИИСК имени В.А. Кучеренко, вице-президент Российской ассоциации по сейсмостойкому строительству (РАСС) Александр Бубис. Он рассказал о научно-техническом сопровождении и моделировании сейсмических воздействий на здания и сооружения. Отметим, что ЦНИИСК имени В.А. Кучеренко в настоящее время — это ведущий научно-исследовательский институт страны в области теории сооружений, строительных конструкций, расчёта сооружений, экспериментальных исследований и разработки нормативных документов по строительным конструкциям. После завершения рабочей секции «ИркСиб» поговорил с Александром Бубисом о домах серии 1-335 в Иркутске. 

Мы в очередной раз поднимаем этот вопрос, потому что в настоящее время существует реальная угроза массового обрушения зданий, построенных в 60-70-х годах прошлого века при значительном землетрясении в Иркутске и по другим городам области. Изначально в проекте «панелек», строящихся 50-60 лет назад, как временное жилье на 25 лет, дефицит сейсмостойкости составляет один балл за счет коэффициента сейсмичности.

«Физический износ зданий может дать дефицит еще до балла. То есть два балла дефицита сейсмостойкости есть у любого дома серии 1-335 по умолчанию. При землетрясении многое будет зависеть от того, в каком состоянии находится дом, на каких грунтах он построен, где будет эпицентр и от множества других факторов. Поэтому нельзя сказать однозначно, что все дома упадут, как нельзя утверждать, что выстоят. Но при сильном землетрясении все они будут существенно повреждены», - отметил Александр Бубис в разговоре с корреспондентом «ИркСиба» на просьбу прокомментировать спор местных специалистов о последствиях семи-восьмибалльного землетрясения в Иркутске.

Многое в случае природной катастрофы будет зависеть и от того, насколько строители придерживались проекта при возведении дома.

«Возможно, вы помните историю с девятиэтажкой серии 135 в микрорайоне Университетский, которая в начале 2010-х начала крениться, секции стали отрываться одна от другой. Там для укрепления здания применили технологию додавливания свай. Мы проверяли закладные детали здания, я как раз проходил практику на этом объекте. Если из трех необходимых закладных деталей там стояло две, то было хорошо. Три, как по проекту, не было нигде. По проекту детали должны были быть залиты бетоном, по факту же это был раствор. Плиты должны были быть заварены между собой через арматуру и заделаны бетоном, а по факту - раствор и проволока. Поэтому здание зданию - рознь», - говорит Алесандр Бубис.

По мнению эксперта, в настоящее время есть несколько вариантов решения проблемы. Однако каждая из них ложится тяжким экономическим бременем на муниципалитет, регион и строителей. При этом Бубис подчеркивает, что его задача - искать не экономические модели, а предлагать технические решения по повышению безопасности.

«Меня, как специалиста по надежности конструкций, вопросы экономики должны меньше всего интересовать - дешевле или дороже будет использовать тот или иной вариант, - сказал Александр Бубис. - Задача нашего института - дать надежные конструктивные решения по вопросам безопасности здания. А дальше - задача заказчика выбрать наиболее экономичный вариант из надежных решений. В начале 2010-х годов мы проводили оценку первых массовых серий в Иркутске и пришли к выводу, что здесь находилось около миллиона квадратных метров жилья в домах с дефицитом сейсмостойкости. Предполагаю, это количество со временем увеличилось. И простых, универсальных методов решения этой проблемы, к сожалению, нет».

На вопрос о том, можно ли увеличить сейсмостойкость в зданиях проведением капитального ремонта, поскольку никакой другой программы в регионе и муниципалитете не предусмотрено, специалист отметил, что капремонт не решает этой задачи. По словам Александра Бубиса, речь в данном случае должна идти о реконструкции зданий. Оба термина - капитальный ремонт и реконструкция - четко регламентированы и отнормированы. При этом основная задача капремонта - повышение энергоэффективности дома, реставрация некоторых частей зданий, включая фасады, но на повышении сейсмоустойчивости домов ничего из этого не влияет.

«В рамках капитального ремонта не происходит комплексного повышения надежности и восстановления несущих способностей до уровня, определяемого требованиями современных норм. Этого можно добиться в рамках комплексной реконструкции, проведение которой возможно при включении здания в какую-нибудь специальную программу. Поэтому когда мы говорим о необходимости повышения сейсмостойкости домов, то первой мерой должна стать паспортизация объектов жилых объектов. В процессе работы составляются паспорта зданийВ них должна быть указана степень износа здания, категория с точки зрения технического состояния. Необходимо выполнитьранжирование зданий по некоторым признакам и должен быть подготовлен вывод - какие дома необходимо спасать в первую очередь, какие еще постоят, какой из способов реконструкции наиболее эффективен, надежен, экономически оправдан».

В случае признания здания аварийным, жильцы могут попасть в программу по переселению из ветхого и аварийного жилья. В ином случае должна появиться специальная программа по повышению сейсмостойкости домов типовых серий через комплексную региональную программу повышения сейсмобезопаности. В свою очередь региональная программа должна стать частью федеральной. Однако признать более миллиона квадратных метров жилья в областном центре аварийным ни одна администрация не возьмется. Потому что признание панельных «хрущевок» аварийными автоматически будет означать согласие с существованием практически неразрешимой проблемы и одновременно с этим возникшими обязательствами по ее решению. Такое решение не потянет ни один бюджет Иркутской области - ни муниципальный, ни региональный.

«Сейчас в Иркутске и в области не существует возможности заместить все эти аварийные квадратные метры сейсмостойким жильем. Даже если вводить по 270-300 тысяч «квадратов»  в год в Иркутске, и из них 10% будет уходить на замещение жилья с дефицитом сейсмостойкости, на переселение всех в сейсмостойкие дома уйдет 35 лет. Либо необходимо прямо сейчас остановить все строительство в городе и четыре года возводить только жилье для замещения. Это, конечно, нереально», - отмечает Александр Бубис.

Специалист считает, что для начала решения острого вопроса должны совпасть интересы инвестора, которому нужно заработать, и интересы власти, которой нужно обеспечить безопасность горожан.

«Для решения проблемы эти позиции власти и бизнеса должны встретиться, чтобы образовалось работающее государственно-частное партнерство. Но в целом, я повторюсь, должна появиться специальная программа по решению проблемы, ее могут составить власти и бизнес, мы со стороны ученого сообщества тоже готовы подключиться», - говорит Бубис.

Собеседник агентства рассказал, что технические решения проблемы есть. Например, когда в других, не сейсмичных районах у «хрущевок» снимали внешний слой панелей, укрепляли каркас металлическими балками и надстраивали мансардные этажи.

«Есть и другие факторы, влияющие на сейсмоукрепление. На Камчатке в рамках федеральной программы по увеличению сейсмостойкости «хрущевки» усиливали различными способами, в том числе, делали наружные железобетонные рамы. Потом туда приехал Дмитрий Медведев в должности президента, удивился этим стенам, балкам, поругался, что на дворе 21 век, а здесь балки торчат, моральный износ зданий очень велик, и сейсмоусиление на Камчатке таким способом закончилось. Теперь там дома просто утепляют, а не укрепляют», - приводит пример Александр Бубис.

По мнению эксперта, проблема крупнопанельного жилья первых типовых серий Иркутской области, несмотря на то, что серия 1-335 возводилась по всей стране, является исключительной не только из-за сейсмики.

«Серия из ангарских панелей, из которых строили жилье в Иркутске, сама по себе в некотором роде уникальна. Кислая среда газозолобетона, из которого делали панели, за десятилетия разъела внутреннюю арматуру. Многие дома, построенные в 60-х годах, уже перешагнули все возможные сроки эксплуатации. На бульваре Постышева в Иркутске стоят здания 335 серии начала 60-х годов постройки. Вообще, они строились на 25 лет, как временное жилье с последующей реновацией. Потом должен был наступить коммунизм, но не получилось. И срок эксплуатации зданий увеличили до 50 лет. Сейчас многим из них уже почти 60 лет, и часть из них не подвергалась капитальным ремонтным мероприятиям», - заключает Александр Бубис.

От редакции:
На минувшей неделе, как сообщал "Вафиан" с пятиэтажки на улице Баумана в Иркутске рухнули облицовочные плиты с четверного и пятого этажей очередной «хрущевки», обнажив арматуру. По счастливой случайности, при падении бетона никто не пострадал. Ранее часть плит упала с дома в Ангарске.

ИА «ИркСиб», фото «СИА».