Предвыборный фальстарт

Шрифт

 

Сергей Ерощенко еще до заявления о намерении баллотироваться на пост губернатора начал предвыборную кампанию. При этом сам будущий кандидат не стесняется лукавить и заявлять: «Чем выше конкуренция, тем лучше - только так можно добиться результатов». Золотые слова. В лучших традициях пиара.

 

Дело дорогое, но бесплатное…

 

Жители региона уже привыкли, что почти все областные и городские СМИ рисуют образ Сергея Ерощенко как специалиста по любому вопросу. Изменение динамики удоя фуражных коров, строительство детских садов из фанерных плит за сотню-другую миллионов рублей, расширение дорог к коттеджам в областном центре – все зацветает бурным цветом под пристальным взглядом областного руководства. Рядовым зрителям и читателям, к сожалению, невдомек, что абсолютное большинство этих материалов выходит за счет областного бюджета. За те самые деньги, на которые можно было бы строить садики не из фанеры, а из кирпича. Или расширять не дорогу к коттеджным поселкам, а реконструировать Маратовскую развязку.

 

«Общая сумма закупок по теме информационного освещения деятельности органов исполнительной и законодательной власти регионов составила 3 миллиарда 368 миллионов 210 тысяч рублей, то есть порядка 10% от суммарных бюджетных трат регионов по статье «СМИ», запланированных на 2014 г. (33 млрд руб.)», -- говорится на сайте ОНФ.

 

Эксперты ОНФ, исследуя региональные траты на пиар губернаторов, обращали внимание в основном на закупки, направленные на информирование населения о поездках, выступлениях, интервью конкретных чиновников и представителей региональной исполнительной и законодательной власти. Десятку субъектов России с самыми большими тратами по этому направлению возглавил Краснодарский край, который на эти цели в 2014 году потратил почти 827 миллионов рублей. На втором месте – Республика Татарстан с 399 миллионами. Замыкает тройку лидеров Москва, потратившая 238 миллионов рублей.

 

Иркутской области в списке не оказалось. Но это вовсе не означает, будто губернатор тратил на личный пиар меньше, чем официальные данные по Москве. Дело в том, что информации от Серого дома о том, сколько уходит на эти цели, в открытом доступе нет. Наблюдателями называлась цифра в районе 120 миллионов, но судя по тому, что губернатор не сходит с экранов телевизоров, интернет-страниц и газетных полос, эта сумма значительно больше. Просто для примера: средняя стоимость одной минуты в выпусках новостей местных каналов стоит 50-60 тысяч рублей, полоса в газете – 30-100 тысяч. А сюжеты про бурную деятельность Сергея Владимировича не показывают разве что на городских рекламных мониторах. Все это – колоссальные миллионы.

 

Потому и специалисты ОНФ считают, что региональные власти химичат с официальной информацией о пиаре из средств бюджета. Как в свое время подчеркнула сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева, «проведенный экспертами ОНФ мониторинг выявил множество странностей в практике регионов закупок информационных услуг». Очевидно, что они требуют более пристального взгляда профессионала, так как регионы, как правило, умело маскируют пиар чиновников под изготовление социальной рекламы или какое-нибудь «аппаратно-программное производство аудиовизуальных произведений».

 

Сайт ОНФ также напоминает: «При ближайшем рассмотрении понятно, что даже выявленные траты свидетельствуют о том, что закупочная деятельность регионов крайне далека еще от установок, которые дает президент: сокращение неэффективных расходов на 5%, оптимизация пиар-бюджетов, прекращение закупок в последние месяцы уходящего года. В рамках сотрудничества со Счетной палатой, осуществляемого по поручению Владимира Путина, мы направим наши наблюдения для изучения аудиторами, а также в министерство финансов, которое непосредственно отвечает за исполнение поручения президента в сфере наведения порядка с тратами регионов на информационное обеспечение».

 

Пиар Сергея Ерощенко в региональных СМИ самому Сергею Ерощенко не стоит ни копейки - все оплачено из бюджета. 

 

Агитка впереди паровоза

 

Показательной стала акция в поддержку Сергея Ерощенко в Черемхово. Там посреди рабочего дня на центральную городскую площадь согнали, по информации СМИ, около четырех тысяч человек. Многие из якобы добровольно пришедших не забыли захватить из дома распечатанные огромные транспаранты о том, как здорово, что Сергей Ерощенко у Иркутской области есть, и как здорово, что у Черемхово он есть тоже.  На площади соорудили большую сцену с огромным стендом, с которого в толпу въедливо вглядывался помолодевший лет на 15 то ли и.о. губернатора, то ли кандидат в губернаторы Сергей Ерощенко. Все это действо проходило под лозунгами: «Сергей Ерощенко - наш!» и «Мы - черемховские!» Когда фотографии с митинга стали расходиться по соцсетям, тут же посыпались комментарии: «Тысячи людей ДОБРОВОЛЬНО  заявились в центр города в рабочее время…? Это как они любят своего земляка?» или вот еще: «Что, когда в Иркутске будет митинг? Сколько платить будут за постоять с плакатиком?» Но есть подозрение, что заработать на митинге удастся далеко не всем. Там же, в соцсетях, единодушию в вопросе поддержки и.о. губернатора дано вполне логичное объяснение: «Мама сказала, что всем учителям в ее школе сказали прийти». Ну раз сказали, то надо.

 

На этом же митинге налево и направо раздавали доселе неизвестную газету «Наша область». Она заслуживает отдельного разговора. Заявленный тираж – 100 000. На какие деньги? Видимо, на деньги искренне поддерживающих Ерощенко издателей. Эту же газету в 20 числах мая начали распространять в Иркутске. «Примерный реальный тираж можно посчитать, - говорит собеседник ИркСиба. - Один человек в день раздает в среднем 1000 экземпляров - это из моей практики. Эту газету в Иркутске разносит группа людей, прибавьте к этому то, что газета распространяется по всей области. Если в распространении задействованы хотя бы 100 человек, а выпускать номер, по логике, нужно каждую неделю, то примерный тираж - 700 000».

 

Но возможные манипуляции с тиражами – это только одна сторона предвыборной кампании и.о. главы региона. Обратим внимание на первую полосу. Конечно, как не воспользоваться моментом и не опубликовать фотографию со встречи Сергея Ерощенко с Владимиром Путиным под заголовком «Поддержан Путиным»? Очень странно, что и.о. пошел на нарушение негласного запрета президента использовать его фото в предвыборных кампаниях.

 

«В Кремле главам регионов, идущим на выборы, настойчиво рекомендовали не спекулировать на рейтинге президента и побеждать в избирательных кампаниях, опираясь на собственные силы. Как рассказали несколько руководителей субъектов федерации, кандидатов на будущих выборах, в администрации главы государства предупредили, что они должны вести честную предвыборную компанию, что означает отказ от баннеров, плакатов, разного рода листовок и фотографий в газетах, где действующий глава региона изображен рядом с президентом, - писали «Известия» 14 апреля этого года. - Как рассказал «Известиям» собеседник, близкий к администрации президента, во время избирательной кампании главам субъектов необходимо будет делать акцент на собственных региональных достижениях и личном рейтинге, запрет установлен на любую продукцию агитационного характера с изображением президента», - сообщает издание.

 

Но что же мы видим на первой странице? А видим то, что Сергей Ерощенко не стесняется эксплуатировать образ президента для личного пиара.  

 

Другая интересная часть выпуска – это дата печати тиража. 20 апреля. Напомним, Владимир Путин подписал указ об отставке Ерощенко только 13 мая. То есть через три недели после того, как газету уже отпечатали. И где не постеснялись соврать еще раз и озаглавить агитку «Поддержан Путиным». Где же вы видели заявление Гаранта в поддержку черемховца Ерощенко? Нигде. Но команде пиарщиков исполняющего обязанности показалось нормальным приписывать президенту то, чего он не делал.

 

Обеспокоенность со стороны Кремля подобным поведением на местах понятна. Ведь кандидаты в губернаторы могут и президентский рейтинг уронить, выдавая успехи общефедерального масштаба за свои личные. Москва очень четко дает понять кандидатам предстоящих губернаторских выборов, в том числе и иркутских, что придется добиваться конкретных улучшений непосредственно в своем регионе.

 

Но вот беда – пока что у возможного кандидата Сергея Ерощенко в регионе все хорошо только в оплаченных из бюджета сюжетах.