Проблемы пассажирских перевозок в Приангарье обсудили в региональном парламенте

Шрифт

По итогам дискуссии депутаты подготовят рекомендации областному правительству.

Обеспечение транспортного сообщения в муниципальных образованиях региона обсудили на муниципальном часе, который прошел в рамках 68-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области в среду, 17 мая. В нем, кроме депутатов регионального парламента, приняли участие представители правительства Приангарья и муниципалитетов.

Вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников, председатель Думы Усть-Илимска Арсений Чихирьков и заместитель мэра Иркутского района Юрий Виттер рассказали парламентариям о проблемах, с которыми сталкиваются в транспортной сфере, а также о возможных путях исправления ситуации. По словам Дмитрия Ружникова, способы решения таких проблем, как пробки, переполненные автобусы, нехватка водителей в муниципальных предприятиях и другие известны и проработаны в других регионах, но их воплощение осложняет нехватка средств в местных бюджетах.

Вице-спикер ЗС Лариса Егорова задала вопрос о доставке пациентов иркутской поликлиники №15, для которой в этом году начнут строить новое здание, в другие медучреждения. Она напомнила, что для этого планировалось разработать дополнительный автобусный маршрут. Дмитрий Ружников ответил, что городская администрация пока не получила график строительства поликлиники со сроками. Когда это произойдет, мэрия примет решение о назначении временного маршрута для этих целей.

Аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Юлия Махтина в своем докладе констатировала, что регион до сих пор находится на начальном этапе реализации реформы общественного транспорта, которая стартовала в России еще в 2015 году. В частности, министерство транспорта и дорожного хозяйства области до сих пор не определило оптимальную модель развития пассажирского транспорта, включающую необходимое соотношение регулируемых и нерегулируемых маршрутов, которое позволит обеспечить качество и доступность перевозок. Переходный период в стране завершился в прошлом году, но перевозки в Приангарье еще не привели в соответствие с федеральным законодательством. В частности, некоторые перевозчики продолжают работать по соглашениям, заключенным по старым правилам.

Действующее федеральное законодательство предполагает переход на брутто-контракты с перевозчиками (договор на выполнение перевозок с оплатой на основе оценки транспортной работы), приобретение более экологичных электрических автобусов. В Иркутской области это не реализовано.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов отметил, что переход на регулируемые тарифы обойдется региональному бюджету в два миллиарда рублей ежегодно, поэтому без нерегулируемых маршрутов Приангарью не обойтись.

«Губернатор дал министерству поручение подготовить стандарт обслуживания населения автомобильным транспортом, основанный на трех базовых принципах: доступность, надежность и комфортность. Каждый из этих принципов будет рассматриваться детально. И тогда мы с вами поймем, насколько все плохо или, может быть, все не так плохо», – пояснил министр.

Председатель комитета по бюджету, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Наталья Дикусарова обратила внимание, что в некоторых территориях льготники не могут воспользоваться правом на льготный проезд, так как транспорт перевозчиков не оснащен валидаторами.

Она добавила, что есть случаи, когда перевозчики по нерегулируемым тарифам вообще отказываются перевозить льготников. Решить этот вопрос даже в судебном порядке не удается, так как перевозчики по нерегулируемым маршрутам не обязаны предоставлять проезд льготным категориям граждан.

Депутат Светлана Шевченко подняла еще два нерешенных вопроса. Первый касался длительного зачисления денег на льготный проездной, сейчас средства поступают в течение трех дней. Второй вопрос был связан с потерей права на льготу в случае, если человек не совершил ни одной поездки до 15 числа текущего месяца.

По итогам обсуждения принято решение сформировать перечень рекомендаций областному правительству. В связи с большим объемом материалов по данной теме документ подготовят к следующей сессии ЗакСобрания.

Александр Ведерников поблагодарил всех участников муниципального часа, подчеркнув, что депутаты областного парламента продолжат контролировать обеспечение транспортного сообщения в регионе.

«Нужно понимать, что нерегулируемым тарифом на самом деле называются люди, мерзнущие на остановках. Мы все надеемся, что чиновники дадут перевозчикам хорошие маршруты, но обяжут ездить по не очень выгодным. А на самом деле по хорошим все работают, а по невыгодным – нарушают договоренности. Мы создаем инспекцию за инспекцией, контроль за контролем, а на самом деле нужно перестать играть в «наперсточки». Нужно определить маршруты, которые не могут быть нерегулируемыми, перейти на брутто-контракты, как наиболее успешные в этой сфере субъекты Сибирского федерального округа. Вот наши общие пожелания и рекомендации», – заключил спикер.

ИА «ИркСиб», фото @wirestock с сайта freepik.com.