Губернатор огласил план Пятилетки

Шрифт

В Иркутской области создан Государственный комитет по планированию социально-экономического развития.

10 июля в правительстве региона состоялось первое организационное заседание нового института — Государственного комитета по планированию социально-экономического развития, сокращенно — Госплан Иркутской области. В нем приняли участие губернатор Сергей Левченко; руководитель московского Центра экономических и политических реформ Николай Миронов; доктор экономических наук, профессор, директор Института региональных экономических исследований Петр Бурак, представители исполнительной власти и научного сообщества региона. 

«Нам с вами, на этой площадке, предстоит в кратчайшие сроки выработать новый механизм управления развитием нашего региона – Пятилетний план развития Иркутской области – стратегический документ, который будет означать новую для Приангарья экономическую политику и новый формат социально-экономического целеполагания», - отметил губернатор в начале выступления.

«ИркСиб» приводит вступительную речь губернатора Сергея Левченко с некоторыми сокращениями.

О политической конкуренции

Работая более двух лет, мы с Вами к 2018 году достигли значимых социально-экономических показателей, которые вызывают уважение не только у наших сторонников, но и у оппонентов.

И не только уважение, но похоже и зависть. Недавно ехал по городу и вижу – висит баннер «Единой России», на котором безо всякого стыда в заслуги этой партии записано сокращение в два раза незаконной вырубки леса. Стоит ли говорить, что это достижение не единороссов, а нашей команды, но дефицит собственных успехов видимо толкает партию на вот такой плагиат. Однако, это все равно хороший знак – мы становимся примером, эталоном и наши оппоненты даже не спорят с достигнутыми нами результатами.

Меняя подходы к управлению, стараясь реализовать не какие-то личные интересы, а добиться экономического роста и улучшения жизни в регионе, мы за два года доказали принципиальную возможность эффективно решать задачи в узких рамках имеющихся ресурсов, не выпрашивая помощи «у дяди» и не ожидая пресловутого «прихода инвесторов» или «руки рынка».

О сроках разработки 

Уже этой осенью мы с вами должны будем представить жителям Приангарья механизм достижения целей по совершенно конкретным задачам, решить которые необходимо в рамках пятилетнего горизонта планирования.

Скажу сразу, мы, разумеется, не отказываемся от системы стратегического планирования, предусмотренной Федеральным законом 2014 года. Но мы ее творчески дополняем и достаточно серьезно меняем акценты в системе целеполагания, лежащей в основе экономической стратегии Иркутской области. Пятилетний план при этом не будет заменять предусмотренные законом документы стратегического планирования – мы видим его как политическую, моральную рамку для нашей экономической политики, как набор предельно конкретных, масштабных, долгосрочных и социально ориентированных задач.

О роли правительства

По сути, речь идет о принципиальном изменении самого подхода к делу – мы берем в свои руки штурвал, намечаем курс, и, если нужно, плывем против течения. Главное, следовать путеводной звезде – интересам жителей Иркутской области, их благосостоянию в настоящем и будущем. И, конечно, мы берем на себя ответственность, что все намеченные планы будут исполнены. Наша позиция заключается в том, что не прихоти отдельных олигархов, или еще кого-то, и не колебания конъюнктуры должны определять нашу жизнь, а мы сами. У нас для этого хватит и политической воли, и опыта.

О принципах работы комитета

Первый принцип – достижение целей. Для этого мы ищем средства и инструменты, а не ограничиваемся тем, что у нас есть на данный момент. В частности, бюджетный процесс в регионе надо будет построить так, чтобы выполнялись стратегические задачи, поставленные в Пятилетнем плане. Конечно, мы не будем брать деньги в долг – у нас есть достаточно возможностей, чтобы оптимизировать управление и сократить издержки, плюс нарастить доходы. Цели мы также будем ставить прагматичные, которые сможем достичь.

Второй принцип. Социальный. Красная нить всех задач Госплана – интересы жителей Приангарья, уровень и качество их жизни. Все наши достижения, в конечном счете, нужны именно для реализации этой цели. Она - краеугольный камень пятилетнего планирования.

Третий принцип. Системность. Все государственные органы должны будут работать в связке, координировать свои отраслевые цели и задачи исходя из положений Пятилетнего плана.

Четвертый принцип. Планирование, о котором мы говорим, - это государственное планирование. Мы с вами должны исходить из того, что государство является мотором, локомотивом развития экономики. Не частный инвестор или крупный бизнес, не олигархи или кто-то еще, а именно государство – защитник своего народа, гарант социальной справедливости и главный институт развития. В России по-другому никакой экономический прорыв не получится, сколько бы о нем не говорили неолиберальные экономисты. Таким образом, мы с вами берем на себя функцию обеспечивать движение экономики Приангарья вперед, в том числе создавать новые производства, поддерживать действующие и применять другие механизмы стимулирования экономического роста.

О базовых направлениях Пятилетки

Первая задача. Повышение заработной платы работников бюджетной сферы.

Я даю поручение соответствующим органам исполнительной власти провести мониторинг заработной платы работников бюджетной сферы Иркутской области в сравнении с субъектами Сибирского федерального округа и в рамках пятилетнего горизонта планирования представить план мероприятий по повышению заработной платы работников бюджетной сферы Иркутской области. В частности, проработать возможный механизм региональных надбавок (единовременных выплат к заработной плате) начиная с 2019 года, посчитать требуемые бюджетные расходы.

Поручения, о которых я говорю (и буду говорить далее), изложены в документе, который всем вам сегодня роздан. В нем указаны сроки, прошу вас строго их соблюдать.

Вторая задача. Обеспечение продовольственной безопасности региона, поддержка местных товаропроизводителей.

Даю поручение минсельхозу представить в рамках пятилетнего горизонта планирования предложения (целевые показатели, мероприятия по их достижению) по повышению самообеспеченности Иркутской области продукцией местных производителей. А также предложения по поддержке сбыта их продукции через торговые сети с использованием механизмов кооперации.

Третья задача. Поддержание приемлемого для населения уровня цен на социально значимые товары, без ущерба для рентабельности производителей.

Поручаю минсельхозу рассмотреть возможность заключения соглашений с торговыми сетями, расположенными на территории Иркутской области, о продаже социально значимых продуктов с минимальными торговыми наценками (в целом до 10%).

Четвертая задача. Энерготарифы, недопущение их резкого увеличения. Эту проблему, коллеги, вы все хорошо знаете, поэтому нет смысла говорить о ней подробно.

Поручаю министерству жилищной политики, энергетики и транспорта, службе по тарифам Иркутской области и нашим правовикам представить план первоочередных действий по недопущению резкого роста тарифов для населения на электрическую и тепловую энергию выше уровня инфляции. Давайте также создадим рабочую группу по рассмотрению вопроса тарифов для населения на услуги инфраструктурных монополий, совместно с ними рассмотрим экономику этих компаний, найдем возможности сохранить приемлемые тарифы для населения.

Пятая задача. Поддержка промышленных производств и создание новых, необходимых для замещения ввоза продукции из других регионов России и импортозамещения.

Соответствующее поручение даю министерству экономического развития и институтам развития области. Ваша задача – свести воедино планируемые и реализуемые инвестиционные проекты, различные инструменты поддержки действующих предприятий, продумать возможные инвестиционные инициативы региона. А также - спланировать на перспективу отдачу от них для бюджета и создание рабочих мест.

Шестая задача. Миллион квадратных метров доступного жилья.

Сейчас уровень доступности жилья, особенно в Иркутске, недопустимо низкий. Для решения этой задачи необходимо снизить стоимость кв. метра, устранить спекуляции на рынке земли, построить в регионе предприятия, производящие дешевые и качественные стройматериалы. Нельзя заставлять строителей продавать жилье ниже себестоимости, нужно сделать себестоимость жилья ниже. С другой стороны, важно помогать населению через субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам.

Поручаю профильным министерствам в установленный срок представить предложения по повышению уровня доступности жилья в Иркутской области, в том числе механизмы снижения рыночной стоимости квадратного метра, разработать план развития на территории Иркутской области промышленности строительных материалов.

Отдельное поручение - обеспечить до 2020 года реализацию мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Иначе говоря – обманутых дольщиков. Этой проблемы в нашем регионе быть не должно.

Седьмая задача. Снижение издержек при строительстве за государственный счет объектов.

Поручаю министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области вплотную заняться этим вопросом и доложить нам о результатах на ближайшем заседании Государственного комитета.

Восьмая задача. Качественное улучшение медицинского обслуживания. Отдельное внимание необходимо уделять здоровью подрастающего поколения.

Соответствующие поручения даю министерству здравоохранения и другим заинтересованным ведомствам. Нужно представить план мероприятий в рамках Пятилетнего плана (с разбивкой по целевым показателям), направленных на качественное улучшение медицинского обслуживания жителей Иркутской области.

Девятая задача. Лесной комплекс и кратное снижение незаконных рубок леса.

Поручаю профильным ведомствам представить план мероприятий в рамках пятилетнего горизонта планирования (с указанием целевых показателей) по дальнейшему снижению объемов незаконных рубок на территории Иркутской области.

Десятая задача. Экологическая ответственность крупного бизнеса, снижение вреда, наносимого окружающей среде в районах вредных производств.

Недавно данный вопрос рассматривался в Минприроды России. Протоколом от 29 июня этого года нам поручена разработка комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В связи с этим прошу минприроды Иркутской области совместно с федеральными органами исполнительной власти проработать и представить проект указанного комплексного плана.

Также поручаю организовать совместно с федеральными органами работу по проведению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха по городам Иркутской области. Рассмотреть возможность включения данных мероприятий в региональные природоохранные целевые программы.

Одиннадцатая задача. Повышение качества ремонта и строительства дорог.

В целях повышения качества дорожных работ и долговечности дорожных конструкций уже запланировано широкое применение новых технологий, конструкций и материалов. Именно на этом нужно сфокусироваться сейчас. Помимо применения новых технологий нужно максимально усилить контроль за работой подрядчиков. Ситуации, когда дорожное полотно приходит в негодное состояние уже на следующий год, недопустимы.

Этой задачей попрошу заняться министерство строительства, дорожного хозяйства, совместно с госстройнадзором Иркутской области.

О контроле исполнения

Все материалы, которые будут вами подготовлены, прошу направлять мне лично.

Следующее заседание мы проведем 1-2 сентября 2018 года в рамках международной конференции по экономической политике Иркутской области, на которую приедут эксперты из ряда стран мира, чтобы изучить наш с вами опыт.

К 1 сентября мы должны по каждому обозначенному мною пункту иметь развернутые целевые показатели и алгоритм их достижения. Хочу сразу вас сориентировать, коллеги: мы не будем кардинально упрощать, менять поставленные задачи, даже если столкнемся со сложностями в их реализации. Давайте искать не отговорки, а варианты решения проблем. За неисполнение поручений будем привлекать должностных лиц к ответственности, об этом сразу хочу предупредить всех коллег. В то же время у нас всегда есть возможность для диалога, для гибкого поиска механизмов достижения поставленных целей.

ИА «ИркСиб».

Мнение авторов комментариев не обязательно совпадает с мнением редакции