О тенденциях работы регионального СУ СК словами очередных пострадавших.
Утро 29 января в трех семьях жителей Приангарья выдалось неспокойным. На спецоперацию по задержанию мэра Ольхонского района Сергея Копылова, депутата городской думы Иркутска Светлану Кузнецову и обыски в доме депутата Заксобрания Алексея Красноштанова задействовали около 70 сотрудников правоохранительных органов – СК и полиции. Эта облава, по официальной версии, стала ответом Копылову, Красноштанову и Кузнецовой за то, что в Ольхонском районе Иркутской области при реконструкции дороги беспозвоночным животным и почве был нанесен ущерб на 24 миллиона. По неофициальной и гораздо более правдоподобной версии – Красноштанова отодвигают от участия в выборах в Госдуму в 2016 году.
1 февраля представители задержанного мэра и депутатов созвали пресс-конференцию, на которой рассказали, как и что происходило 29 января. Через 15 минут после начала пресс-конференции стороны, СК наконец-то выступил с официальным заявлением.
Обыск 1. Уголовное дело за устное "покровительство" или 72 часа на доказательства
Сергея Копылова задержали в доме его пожилой матери в селе Сахюрта. Оттуда мэра Ольхонского района увезли аж в Иркутск (в отдел полиции по Куйбышевскому району), отобрав телефон и запретив разговоры с адвокатом до следующего дня. 29 января должностное лицо несколько раз перевозили - из ОБЭПа на Депутатской в СУ СК на Володарского, а оттуда в ИВС. 30 января в Куйбышевском суде Иркутска Копылову объявили, что он обвиняется в превышении должностных полномочий, за нанесение ущерба почве и беспозвоночным животным на сумму около 24 миллионов. К этой формулировке из пресс-релиза, который с пятницы и до понедельника, похоже, в муках рождал комитет, скептически отнеслись по всей стране – новость широко разошлась по российским СМИ. Непонятное предъявление пояснили тем, что мэр якобы дал устное указание строительной компании вывозить грунт с дороги Баяндай-Еланцы-Хужир, где проводится реконструкция.
Со слов адвоката Копылова - Константина Шишенкова – документов, подтверждающих данный факт, у следователей не нашлось. В недоумении остались и судья, и прокурорская сторона. Тогда в ход пошла "стандартная схема": Копылова заключают под стражу на 72 часа, чтобы "добрать доказательств". В ходатайстве, рассказал адвокат, говорится о том, что мэр социально опасен и будет продолжать преступную деятельность на свободе, так как очень "принципиален, активен и деятелен на своей должности". А также может скрываться, так как до этого уже перемещался по территории Российской Федерации и имеет загранпаспорт. Все эти "веские причины" больше всего поразили супругу задержанного - Наталью Копылову, которой даже не пришло уведомление о задержании мужа - эту неподтвержденную новость, как и все, она узнала из СМИ. "Сказали, что не знали куда повестку слать. Сидишь, смотришь на них, вроде и люди в погонах перед тобой, а такой цирк разыгрывают…", - отметила Копылова. Женщина до сих пор не понимает, как права и свободы человека могут стать причиной меры пресечения, и почему нельзя было просто отстранить от должностных обязанностей такого "опасного преступника". Адвокат уверен, что удерживают его подопечного с единственной целью – «выбить» нужные показания.
Обыск 2. Маски-шоу как в "Стальконструкции"
Алексею Красноштанову, если так можно выразиться, повезло больше. Его не стали задерживать и дали позвонить адвокату, но обыск в 6 утра в доме депутата прошел тревожно. В "гости" пришли 12 человек, двое из которых были с автоматами. К большому счастью, в тот день в доме Красноштановых сотрудникам не пришлось никого из этих автоматов расстреливать – оружие было, скорее, для пущего эффекта: дело-то серьезное – ведь пострадали беспозвоночные животные, а также почва в Ольхонском районе. Так или иначе, изымать документы и проводить беседу с депутатом осталось шесть человек. Красноштанов даже не думал ничего скрывать, хоть и работал в основном дома, и все документы хранились у него здесь. "Пришли откровенно пьяные люди, от них шел резкий запах. Под конец обыска я по ним уже понял, что они зря пришли и что занимаются какой-то политической ерундой, когда это время можно было потратить на настоящих преступников, - рассказал депутат. - Было приятно, что среди них есть достойные, хорошие сотрудники. Один мне даже сказал, что у меня еще ничего, вот в "Стальконструкции" еще те маски-шоу были". У Красноштанова изъяли 3 компьютера - рабочий, жены и дочери, и около 800 документов, преимущественно 2002-2014 годов. Деятельность его предприятия "СПМК-7", которая и проводила реконструкцию дороги в Ольхонском районе, оказалась парализована. Он так и не понял, какое отношение имеет к мэру района и почему его спрашивали о делах Копылова – по словам Красноштанова, с Копыловым он даже не знаком. По мнению Алексея Красноштанова, активное вмешательство правоохранительных органов вызвано желанием неких третьих лиц из бывшего руководства области снять его с предвыборной гонки в Госдуму в 2016 году.
Обыск 3. "Копылова – в СИЗО, и вас за ним"
О том, что вся эта показуха затеяна ради Красноштанова, а не Копылова, говорит еще и тот факт, что 29 января, в те же 6 часов утра обыскали и задержали еще одного человека - депутата Думы Иркутска, одного из руководителей Благотворительного фонда Красноштанова Светлану Кузнецову. По ее словам, вторжение людей в форме очень напугало ее сына. Поведение следователей по отношению к женщине вызвало особенное опасение, что укрепляются новые тенденции методов СУ СК. Кузнецовой сообщили, что заберут на 1,5 часа к следователям на Володарского, однако оттуда перевезли на Депутатскую. Телефон у нее также отобрали. Там депутат пробыла до 9 часов вечера. "За все время, что я там провела, сменилось человек 9 следователей. Все они спрашивали о делах мэра Ольхонского района и Красноштанове. На все вопросы я ответила в первые 30 минут, потом из меня просто выбивали непонятно что, - рассказывает женщина. - Когда мне сказали, что сегодня я отсюда никуда не уеду, мне стало плохо и они вызвали скорую. Медикам сотрудники бросали реплики вроде: "Она хорошая актриса", "Поставьте ей сыворотку правды" – в общем, вели себя некорректно. Мне дали таблетку от давления, но отпускать домой меня никто не собирался. Крутили перед глазами наручниками и приговаривали "Копылова – в СИЗО, и вас за ним". Но я знала, что меня не за что отправлять в СИЗО". Кузнецова отметила, что адвоката к ней также не пускали. А уже после 21:00 следователь сообщил, что адвокат Кузнецовой не нужен, ведь с ней все в порядке. На вопрос следователю "Я что-то нарушила?", депутату отвечали, что "ничего вы не нарушили, это методы такие".
Ждем продолжения
2 февраля будет решаться вопрос о заключении мэра Ольхонского района под стражу. Его адвокат уже высказался, что намерен бороться с неоправданными действиями следственного комитета в полную силу, отметив в кулуарах, что дело состряпано абсолютно безграмотно. "Я не буду никого учить тому, как работать – на это есть университеты. Мэр Ольхонского района как минимум не обладает никакими полномочиями касаемо земли. Но дело уже заведено. Как раз тот случай, когда, как говорится, есть человек, а статья найдется", - заключил Константин Шишенков.
Вместо послесловия
При реконструкции Байкальского тракта по направлению к элитному коттеджному поселку «Гринлэнд», который принадлежит холдингу семьи экс-губернатора Ерощенко, и в котором проживает глава иркутского СК Андрей Бунев, тоже наносили ущерб природе - это подтверждено проверками. Однако тогда региональное СУ СК не нашло причин для возбуждения уголовного дела. О задержании или обысках в доме тогдашнего губернатора Сергея Ерощенко, который, по сообщениям СМИ, лично курировал стройку, также не сообщалось.
ИА «ИркСиб». На фото: Наталья Копылова, Светлана Кузнецова и Алексей Красноштанов.