Лютый мороз и нетронутая природа: Чего ждать от поездки на Ольхон зимой

Шрифт

Корреспондент «ИркСиба» съездила на остров по ледовой переправе.

Зимний Ольхон с каждым годом притягивает все больше туристов. Здесь можно полюбоваться знаменитым байкальским льдом и суровыми пейзажами, почувствовать, как ветер сбивает с ног, и окунуться в тепло сибирского гостеприимства. Летом и осенью, чтобы добраться на остров, нужно стоять в очереди на паром. Зимой Ольхон на несколько недель становится доступней – по льду Байкала прокладывают дорогу. В этом году ледовую переправу открывали дважды – 9 и 16 февраля – между этими датами на льду образовалась трещина. После второго официального открытия на остров отправилась журналист «ИркСиба» Наталья Михеева, чтобы на себе проверить, чего стоит ждать от зимнего Байкала. Публикуем ее впечатления.

Сборы и дорога на Байкал:

Чтобы сборы прошли без спешки, мы со спутником начали готовиться к поездке за день. Запаслись перекусами в дорогу, сняли наличные. Я ранее не бывала на Ольхоне зимой, но родные и друзья предупредили, как холодно там может быть. Мы надели термобелье, шерстяные носки, свитера и горнолыжные костюмы. Как говорится, жар костей не ломит, особенно если речь идет о непредсказуемой байкальской погоде.

Если хотите доехать из Иркутска на Ольхон к обеду, проснуться нужно ранним утром. Добираться на остров около пяти часов, поэтому не плохо, если в машине будет два человека с водительскими правами, чтобы они могли подменить друг друга.

Дорога до Малого Моря не такая сложная, как, например, Култукский тракт. Но она позволяет автомобилям развивать высокую скорость, поэтому не стоит забывать об осторожности, особенно зимой. Мы старались не идти на обгон без острой необходимости и сбавляли скорость на поворотах. К тому же, в пути нас сопровождали красивые пейзажи, которыми хотелось любоваться подольше.

Пользуясь привилегиями пассажира, я смотрела во все стороны и наблюдала, как зимний лес сменяется полями. Природа казалась нетронутой, только лошади и стада коров напоминали о присутствии цивилизации. Небольшой снежный покров наводил на мысли о весне, но здесь это связано с сильными ветрами, а не с теплом. На трассе снега не было совсем. Мы выехали на Качугский тракт в девять утра, и до самого Байкала дорога оставалась чистой, даже наледи на ней не было.

Ледовая переправа до Ольхона:

Через четыре часа перед нами открылся ледяной Байкал, нам предстояло пересечь Малое Море. Единственная безопасная дорога на Ольхон – ледовая переправа «Куркут – залив Иркутская Губа». Ее протяженность – 11 километров. Ехать по льду Байкала было, мягко говоря, страшно. Эмоций – масса, учитывая, что мы делали это впервые. Но мы знали, что за состоянием дороги постоянно следят и здесь нам ничто не угрожает.

Сложно представить, о чем думают люди, которые решаются выезжать на лед вне переправы, по трещинам и торосам. Это очень опасно, ведь толщина льда на Байкале переменчива, здесь множество коварных мест. Только за последние несколько недель под лед провалились несколько автомобилей. По счастливой случайности, никто не пострадал.

По пути в Хужир:

До Иркутской Губы мы добрались за каких-то 20 минут. Выехав на сушу, решили немного размяться и поздороваться с Ольхоном. Только покинув салон автомобиля, мы осознали, какой мощный ледяной ветер сопровождал нас все это время. Лицо кололо, словно ледяными иглами, и я поняла, что его тоже стоило как-то защитить от холода. Например, надеть балаклаву.

После короткой прогулки мы продолжили свой путь в Хужир. Ольхонские дороги представляют собой скорее «направления», сюда лучше приезжать на внедорожнике или кроссовере с высоким клиренсом. Хотя отечественная «буханка» тоже прекрасно справляется с такими непростыми условиями.

От залива мы ехали по холмистой местности, иногда на пути встречались большие острые камни. А на основной трассе нас встретила «стиральная доска», заставившая как следует постучать зубами. Есть на дороге и асфальтированные участки, но они короткие. Туристам и местным жителям остается только ждать завершения строительства качественной дороги в Хужир, которое осложняет противоречивое природоохранное законодательство.

Местная кухня:

На Ольхоне мы пробыли три часа, так как в тот же день планировали вернуться в Иркутск. В первую очередь, мы напились горячего чая, пообедали и отдохнули с дороги в ресторане при отеле «Baikal Khan». В меню есть и европейская кухня, но мы остановились на блюдах в «сибирской» интерпретации: заказали куриный паштет с вареньем из шишек, бефстроганов с вешенками, байкальские позы и десерт «Таежный» – брусника с кедровыми орехами, политая медом и сгущенным молоком. Такой обед обошелся нам в две тысячи рублей. К блюдам мы не смогли придраться, все было исполнено на достаточно высоком уровне. Отмечу также работу официантов – нас встретили приветливые ребята, которые быстро помогли с выбором блюд.

Среди ресторанов при отеле выделяются также «Вилла Малина» и «Сибирская траттория». Здесь вкусная и разнообразная еда, большие порции, однако и цены соответствующие. Средний чек – две тысячи рублей.

В Хужире немало заведений русской кухни с более демократичными ценами. Например, средний чек в кафе «Вкус Ольхона», «Остров» и «Кудесница» – 500 рублей. Здесь можно заказать полноценный обед или взять перекус в дорогу.

Прогулка по ледяному озеру:

Набравшись сил, мы отправились на прогулку, порадовавшись, что тепло оделись. Байкальский ветер при температуре ниже -20 градусов может пробраться даже под полную экипировку полярника. Никакие теплые вещи в такую погоду – не лишние. Но уникальная красота Ольхона стоит любых трудностей. Увидеть сверкающие под ярким солнцем просторы и ледяные гроты с причудливыми наплывами, пройти по прозрачному байкальскому льду, почувствовать блаженный покой и бурлящую энергию этого места – незабываемо.

Зимой на Ольхоне можно любоваться не только природными красотами, но и ледовыми скульптурами, которые создали талантливые участники ежегодного фестиваля Olkhon Ice Fest (6+). В этом году 13 скульпторов из разных городов России и Монголии «проявили» скрытых во льду сказочных существ – драконов и русалок, чудо-рыб, шаманов и героев бурятских преданий. Парк протянулся почти на километр вдоль берега острова вблизи Хужира. Особенно красиво здесь на закате, когда лед играет всеми цветами радуги в последних лучах солнца.

Гулять на Ольхоне можно бесконечно, но нас подгонял колючий ветер и мороз. Про себя я думала: «Ну неужели я, сибирячка, холода испугалась?». Но нам все-таки пришлось сдаться и с красными щеками бежать в машину греться. Обменявшись впечатлениями и выпив горячего чая из термоса, мы отправились в обратный путь, проложив маршрут в навигаторе.

Дорога домой:

На этот раз дорога отличалась от той, по которой мы ехали несколькими часами ранее. Равнина сменилась холмами, и временами машина ехала под наклоном, отчего я знатно нервничала. Мы двигались медленно, приходилось объезжать выступающие из земли камни. Уже начинало темнеть, и меня охватила паника, ведь вокруг ни души, и переправа не близко.

С горем пополам мы добрались до Иркутской губы, ну а дальше маршрут знакомый. Но к этому времени стемнело, что значительно осложняло дорогу. Мы проезжали деревни и каждый раз надеялись: «Так много огней, может, это хотя бы Хомутово?». От долгой дороги и моря впечатлений накатывала усталость, хотелось поскорее вернуться домой.

Несколько полезных советов для тех, кто собирается на Ольхон:

Если отбросить холод, ветер, местами сложную дорогу, это мини-путешествие подарило нам огромное количество положительных эмоций и вдохновения от диких пейзажей, общения с людьми, вкусной кухни и самобытной культуры. Если вы впервые отправляетесь зимой на Ольхон, готова поделиться советами из личного опыта:

  • Ваша одежда должна быть теплой и удобной. Советую надеть термобелье, горнолыжные варежки, балаклаву и верхнюю одежду из ветрозащитного текстиля;
  • Перед переправой убедитесь, что автомобиль не нуждается в дозаправке. На АЗС можно заехать в селе Еланцы;
  • Возьмите с собой «наличку». Она пригодится для расчетов, если не окажется терминала;
  • Изучите маршрут заранее. Отметьте конечную точку на карте и проверьте, сколько дорог к ней ведут;
  • На острове могут быть перебои с сотовой связью. Советую прихватить сим-карты разных операторов.

ИА «ИркСиб», фото Натальи Михеевой.