Приангарью за предоставление субсидий авиакомпании экс-губернатора должны были отойти более 25% предприятия.
Издание «The Moscow Post» опубликовало стенограмму и анализ заседания Инвестиционного совета при губернаторе Иркутской области, которое состоялось 10 мая 2012 года под председательством тогда еще главы региона Дмитрия Мезенцева. На заседании обсуждались условия, при которых авиакомпания «Ангара», входящая в холдинг экс-губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко «Истлэнд», могла получить поддержку на оплату новых самолетов, взятых в лизинг.
В заседании принимали участие: Анатолий Юртаев, генеральный директор ЗАО «Авиакомпания «Ангара», Елена Дунаевская, коммерческий директор ГК «Истлэнд», Андрей Лебединец, заместитель генерального директора лизинговой компании «Илюшин Финанс Ко». Разговор идет о возможности выделения ЗАО «Ангара» бюджетной субсидии в размере 147 миллионов рублей в 2012 году и порядка 250 миллионов рублей в 2013 году на покупку трех, а в перспективе – восьми ближнемагистральных самолетов АН-148. Именно эти самолеты предназначались для доставки людей в отдаленные и труднодоступные территории Иркутской области. Предполагалось, что первая часть субсидии пойдет на покупку самолетов, а вторая – на приобретение блокирующего пакета (25 процентов +1) акций АК «Ангара».
«The Moscow Post» приводит несколько выдержек с заседания.
«Дмитрий Мезенцев, губернатор Иркутской области (Д.М.)
Уважаемые коллеги, мы проводим плановое заседание Инвестиционного совета Иркутской области и посвящено оно одному из важнейших вопросов - системе совершенствования межрегиональных авиационных перевозок.
Почему на этом совете обсуждается именно этот вопрос, а не на других заседаниях правительства - потому что мы хотим сегодня подумать о тех совместных шагах, которые мы можем совместно сделать с авиаперевозчиком, с тем, чтобы надежность этого авиасообщения была принципиально другой, чтобы область реально влияла на ценовую политику…
Анатолий Юртаев, генеральный директор АК «Ангара» (А.Ю.)
Позвольте представить презентацию проекта по развитию региональных и межрегиональных авиаперевозок в Иркутской области, а также модернизацию парка воздушных судов. …Данный проект предполагает решение следующих основных задач. Через привлечение инвестиций в том числе решать социальные задачи развития воздушного транспорта авиаперевозок… Стратегическая специализация иркутского аэропорта и авиакомпания «Ангара» предусматривает решение следующих задач:
- это внутрирегиональные социально-значимые авиаперевозки в труднодоступные области (чем сейчас и занимаемся);
- прямое воздушное сообщение с основными административными экономическими центрами России;
- обеспечение потока въездного туризма из регионов России и Юго-восточной Азии);
- авиаперевозки для нужд нефтегазовых отраслей Сибири.
Д.М.
Мы хотим, чтобы валовый региональный продукт увеличивался от квартала к кварталу, но если сегодня мы испытываем серьезные проблемы и по нагрузке на бюджеты семей при перелетам междугородним, и по неочевидности прогноза обеспечения этих пассажирских авиаперевозок, то мы должны сделать акцент на пассажирские перевозки, т.к. если мы сейчас будем вкладывать областные деньги в поддержку бизнеса, который сам себя может обеспечить, то люди скажут, что мы не решаем их социальные проблемы.
Почетче говорите, для чего мы тут собрались – если вопросы развития бизнеса, то мы по-другому поставим вопрос, а если для вопроса дешевых авиабилетов и перелете в комфортабельных условиях, т.е. ключевое право людей иметь возможность перемещения в любой момент в гарантированном поле. Сейчас определите, для чего мы здесь собрались по вашей просьбе.
А.Ю.
Этот проект решает основную задачу качественного улучшения на должном уровне наших перевозок по Иркутской области…
Мы специально пригласили представителя «Илюшин Финанс», чтобы обсудить эту тему. Участники проекта – это лизинговая компания, управляющая компания «Истлэнд» и авиакомпания «Ангара».
Правительством области подразумевается предоставление в 2012 году региональных субсидий на возмещение затрат авиакомпаниям по авансовым платежам на 3 воздушных судна с целью снижения финансовой нагрузки на предприятия. Также предоставляет (правительство Иркутской области - прим.авт) в 2012 году региональные субсидии на возмещение части затрат авиакомпании по лизинговым платежам в сумме 10 млн 500 тыс руб. ну и со следующим моментом: входит в акционерный капитал ЗАО АК «Ангара» путем покупки доли в размере 25% +1 акция. Стоимость пакета акции будет определена в мае-июне 2012 года в ходе оценки независимым оценщиком.
Елена Дунаевская, коммерческий директор управляющей компании «Истлэнд» (Е.Д.).
На слайде 11 график вливания основных денежных средств в течении первых 3-х лет, то есть основные денежные средства потока в 2012 году, доля денежных средств группы компании Истлэнд составит 269 млн рублей, участие правительства Иркутской области — 143 млн руб.
Слайд 13 – наглядно видно, как будут использованы денежные средства. Т.е. 143 млн рублей на покрытие затрат авансовых платежей в размере 132 млн рублей и лизинг-платежи в доле 1/4, в 2013 году планируется участие правительства Иркутской области в рамках вхождения в уставный капитал предприятия в размере 247 млн рублей.
Андрей Лебединец, заместитель генерального директора «Ильюшин Финанс и КО» (А.Л.).
… Если смотреть глазами инвестора, какая экономическая целесообразность в инвестировании этого проекта - из предыдущих докладов общий объем привлекаемых и запрашиваемых средств в проект со стороны Иркутской области 390 млн рублей – в целом – 147 за 12-й год, остальное 13-й год.
Д.М.
Это в 3 раза меньше, чем мы даем на поддержку села в народных инициативах.
А.Л.
Это общая сумма, которая поможет решить. Совокупно привлекая средства акционера, сегодняшнего акционера, привлекая наши финансовые ресурсы, это позволит решить те задачи, о которых говорил Анатолий Федорович, и с точки зрения, что вы получаете на баланс: с одной стороны это управление авиакомпанией–базовым перевозчиком и влияние на развитие всего транспортного узла и на транспортную воздушную систему внутри региона, и второе – с точки зрения экономики – вложение 390 млн рублей в течение 2-х лет, получаете на баланс Иркутской области блокирующий пакет авиакомпаний, места в совете директоров».
С того заседания прошло четыре года. Финансовой поддержки из регионального бюджета частная авиакомпания дождалась, однако оговоренные условия о том, что область получит 25% + 1 акцию так и не соблюдены, хотя в протоколе четко указано, что этот вопрос необходимо было проработать до 18 июня 2012 года.
Журналисты «The Moscow Post» указывают на возможные причины такого исхода: через восемь дней после заседания губернатора Дмитрия Мезенцева отправляют в отставку и на его место садят главу ГК «Истлэнд» Сергея Ерощенко. По данным московского издания, за три года работы нового губернатора АК «Ангара» в виде субсидий на возмещение лизинговых платежей на покупку 5 самолетов и на субсидии по осуществлению внутрирегиональных перевозок получила из областного бюджета более миллиарда рублей. Не считая коммерческой выгоды от новых направлений. О том, куда «Ангара» летала на новых самолетах, мы подробно рассказывали в мае прошлого года.
Из всего вышесказанного журналисты «The Moscow Post» делают вывод, что «Новое руководство области в 2012 году сыграло в одни ворота – в пользу бизнес-интересов неожиданно ставшего губернатором Сергея Ерощенко. Опрошенные нами юристы отмечают, что в действиях предыдущего главы региона и ряда чиновников просматривается не только коррупционная составляющая, но и признаки преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ «Мошенничество»».
ИА «ИркСиб», фото со страницы авиакомпании «Ангара» «ВКонтакте».