Рекорды Иркутской области: Экономика

Шрифт

Иркутский авиазавод, Саянскхимпласт, аэропорт.


«Книга рекордов Иркутской области» и «ИркСиб» рассказывают о том и о тех, кем может гордиться Иркутская область. Проект «Иркутская область. Книга рекордов» – это ежегодный итог всего интересного, выдающегося, созидательного, что происходит в Иркутской области. Это – природные особенности Прибайкалья, исторические и культурные события, спортивные рекорды жителей региона, достижения предприятий в экономике, знаменательные события, достойные быть запечатленными в ежегодной летописи нашего края. Выпуск книги рекордов в 2017 году стал «юбилейным» – он посвящен 80-летию Иркутской области.

Иркутский авиазавод

8 июня 2016 года вошел в историю ИАЗ как день торжественной презентации новейшего пассажирского лайнера МС-21. С этим самолетом связано будущее не только Корпорации «Иркут», но и в целом гражданского авиастроения России.

Презентации или (как принято говорить в авиастроении) выкатке МС-21 предшествовали годы упорной работы, огромные усилия тысяч специалистов авиастроительной отрасли. «Работая над новым самолетом, мы смогли собрать сильную команду единомышленников, – отметил президент «Иркута» Олег Демченко. – Все участники программы – лидеры отечественной и мировой авиационной промышленности. Мы работаем вместе и верим, что МС-21 будет лучшим самолетом в своем классе».
30 сентября того же года на ИАЗ произошло еще одно знаковое событие – с заводского аэродрома впервые поднялся в небо учебно-тренировочный самолет Як-152. Этот самолет, предназначенный для обучения технике пилотирования и основам навигации, отработки навыков простого, сложного и высшего пилотажа, коллективу ИАЗ удалось поставить на крыло в рекордно короткие сроки. Як-152 обеспечит профессиональный отбор, обучение и подготовку молодых летчиков в военных и гражданских учебных и пилотажных центрах, летчиков-спортсменов ДОСААФ.
В 2016 году «Иркут» впервые передал прославленной пилотажной группе «Русские витязи» восемь многофункциональных истребителей Су-30СМ. По словам главкома ВКС России Виктора Бондарева, эти «суперсовременные истребители поколения 4++ подтвердили свои характеристики и в строевых частях, и выполняя боевые задачи. В ближайшие 10-15 лет им не будет равных в мире».
В 2017 году МС-21 успешно проходит летные испытания. Завод еще до начала серийного производства магистрального самолета обеспечен заказами на них на годы вперед.

«Саянскхимпласт» - абсолютный рекордсмен отрасли

Иркутское предприятие является одним из крупнейших производителей суспензионного ПВХ в России, именно ему принадлежит рекорд годовой выработки – 283 тысячи тонн. Качество продукции по достоинству оценили десятки потребителей по всему миру. В Саянске никогда нет проблем со сбытом. Более того, очень часто спрос опережает предложение, что для нашего времени – явление нечастое.

Впервые саянская поливинилхлоридная смола была получена 22 декабря 1982 года на малом кубовом реакторе полимеризации. Начальником смены тогда работала Альбина Иванкович, сейчас – ветеран предприятия.

«Именно в нашу смену должна была выйти первая продукция завода, – вспоминает она. – Но получилось так, что суспензия к нам на сушку дойти не успела. Что, уезжать и передавать смену другим? Нет, решили мы. Остаемся! Ведь мы хорошо готовились, отрабатывали с оргхимовцами весь процесс. И мы остались, и были первыми, кто получил самую первую смолу ПВХ!».

Смена Альбины Иванкович пускала впоследствии и последующие нитки сушки и затарки ПВХ – уже не на экспериментальной, а на промышленной установке.
Первая товарная продукция была произведена в июне 1983 года. Первый миллион тонн ПВХ был получен в 1991-м, второй – в 1999-м, третий – в 2004 году. Далее предприятие производило по миллиону тонн каждые четыре года.
15 августа 2016 «Саянскхимпласту» покорился очередной рубеж: шесть миллионов тонн ПВХ – что является абсолютным рекордом отрасли. Что значит эта цифра? Если всю эту продукцию положить в стандартные 50-килограммовые мешки и вытянуть в цепочку, то она обогнет земной шар более чем четыре с половиной раза. А если эти же мешки погрузить в вагоны, то этот воображаемый состав начнется от цехов «Саянскхимпласта», а закончится где-то между Новосибирском и Омском.
Нетрудно подсчитать, что средняя продолжительность производства одного миллиона тонн смолы происходит со скоростью 250 тысяч тонн в год. Это соответствует проектной мощности предприятия. Однако на «Саянскхимпласте» идет постоянный процесс модернизации и реконструкции. Это позволило увеличить мощность и повысить эффективность технологического процесса.
В итоге «Саянскхимпласт» сейчас способен выпускать в год 300 тысяч тонн смолы. Но к такому объему пока не готовы поставщики сырья. Удивительно, но факт: страна, обладая огромными запасами углеводородного сырья, не может обеспечить им такие предприятия как «Саянскхимпласт». Получается так, что саянские химики опережают время.
Предприятие является единственным производителем товарного каустика за Уралом и обеспечивает им около ста потребителей в различных отраслях промышленности.
В ближайшее время на «Саянскхимпласте» будут отмечать еще одну веху в своей истории. В июне 2014 года здесь была получена четырехмиллионная тонна каустической соды. В среднем, на производство одного миллиона тонн каустика требуется пять лет. Пятимиллионная тонна – не за горами.

Иркутский аэропорт - лучший аэропорт года стран СНГ 

Международный аэропорт «Иркутск» в 2017 году по итогам 2016 года стал победителем конкурса «Лучший аэропорт года стран СНГ» в номинации «Динамично развивающийся аэропорт» среди предприятий с объемом перевозок от одного до двух миллионов пассажиров. Необходимо отметить, что этот конкурс является независимым и, в отличие от большинства современных рейтингов, некоммерческим, так что его результаты абсолютно объективны.
Оценка деятельности аэропорта была сделана на основании перечня качественных характеристик, среди которых – производительность труда, техническое перевооружение, обеспечение безопасности полетов, эффективность использования финансов, реализованные инфраструктурные проекты, увеличение пассажиропотока.

Еще один критерий, по которому оценивается работа любого аэропорта, – это его привлекательность среди авиаперевозчиков. В Иркутске и этот показатель – на должном уровне. Международный аэропорт «Иркутск» с каждым годом развивает свою маршрутную сеть – как за счет тех авиакомпаний, которые уже долгое время работают здесь, так и за счет новых.
Среди недавних деловых партнеров – Южно-Китайские авиалинии. Это национальный авиаперевозчик Китая, одна из самых крупных авиакомпаний мира, самая крупная в Азии. Требования по обслуживанию воздушных судов в аэропортах у таких авиакомпаний достаточно серьезные – и по качеству, и по оперативности. Иркутский аэропорт всем этим критериям соответствует.
Сегодня Международный аэропорт «Иркутск» – это крупное предприятие, на котором работает порядка двух тысяч человек. В рейтингах российских аэропортов он уже несколько лет стабильно занимает места в первой двадцатке по пассажирским перевозкам. По сути, он является крупным авиационным хабом Сибири. Как говорят в дирекции аэропорта, дальнейшее развитие предприятия связано с совершенствованием технологии обслуживания воздушных судов, приобретением новой техники и оборудования, внедрением новых программных продуктов, с регистрацией и контролем прохождения пассажиров через пункты досмотра.
Если еще совсем недавно аэропорт «Иркутск» встречал миллионного пассажира поздней осенью, то в 2015-2016 году это событие происходило уже в августе, а в 2017 году – в июле.

ИА «ИркСиб», фото «Книги рекордов Иркутской области».