Вся королевская рать и судная ночь

Шрифт

Хронология борьбы за честные выборы.

 

«Жители Иркутской области сделали свой выбор. Я с уважением отношусь к этому выбору и поздравляю Сергея Левченко с победой», — заявил врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко ночью 28 сентября, комментируя итоги второго тура досрочных выборов губернатора Иркутской области.

В эту ночь в Иркутской области произошло историческое событие федерального масштаба: впервые в истории новой России губернатором стал представитель КПРФ, набрав более 56% голосов и опередив выдвиженца «Единой России» более, чем на 15%.

Последующие события показали: к такому откровенному торжеству демократии не были готовы ни федеральный центр, ни иркутское региональное отделение партии «Единая Россия», ни сами иркутяне. Ночью «независимые проправительственные блоггеры» и другие «уважаемые люди» устроили истерику в facebook, а утро следующего дня прошло в молчании: большинство «независимых СМИ» временно отключили свои форумы «по техническим причинам».

Судная ночь

«Судная ночь» 28 сентября навсегда оставит след в сердцах жителей Иркутской области и десятки жалоб в прокуратуру о нарушениях, попадающих под статьи УК РФ №141, 142 и 143. «Судной ночи» предшествовал напряженный день, в котором каждые полчаса взрывались информационные бомбы.

В Черемхово в урне выездного голосования бюллетеней привезли больше, чем значилось в реестре. В предместьях Рабочее и Марата голоса скупали прямо на улицах.

Массовые подвозы фиксировались на «корпоративных» избирательных участках, где сотрудники крупных организаций голосовали по открепительным удостоверениям на глазах у руководства. Сотрудники крупных торговых предприятий Иркутска просили у членов избирательных комиссий справки о том, что они были на избирательных участках 27 сентября.

В Тулуне прямо на улице задержали члена участковой избирательной комиссии с переносной урной для голосования и открепительными бюллетеням: должностное лицо позволяло одному человеку голосовать по двум паспортам и выражало неудовольствие тем, что его снимают на видео.

При обнаружении очередного нарушения штаб «единороссов» подавал жалобу на неправомерные действия КПРФ. Другими словами, обеспечивавшие явку «с той стороны» подставляли под меч правосудия своих собственных исполнителей.

Во втором туре досрочных выборов губернатора Иркутской области стоимость голоса одного избирателя, по сообщению наблюдателей, достигла исторического максимума для этой территории – 1.5 тысячи за голос. Однако местные умельцы умудрялись брать «откаты» даже из денег, предназначенных для подкупа избирателей. В центральных районах Иркутска за голос предлагали уже пятьсот рублей. Ирония заключалась в том, что 27 сентября добыча голосов за врио в миниатюре повторила неэффективную систему управления Иркутской областью, против которой проголосовали более 56% избирателей.

Вся королевская рать

Вскрытие урн показало, что кандидат Сергей Левченко накануне второго тура принял единственно верное решение: беспрецедентный уровень контроля на всех этапах голосования. На избирательных участках Иркутской области работали около 4,5 тысяч наблюдателей из 6 регионов (Иркутской, Новосибирской и Кемеровской областей, Забайкальского и Красноярского края, а также из Бурятии). В администрациях муниципальных образований Иркутской области дежурили 30 депутатов Государственной Думы от КПРФ, фиксирующие каждый шаг местных властей. В территориальных избирательных комиссиях не смыкали глаз 30 московских и иркутских юристов.

Беспрецедентные меры контроля за голосованием 27 сентября показали ошеломительный результат: данные протоколов участковых избирательных комиссий вводились в систему «ГАС Выборы» почти молниеносно. Административный ресурс практически не влиял на события, происходившие между закрытием избирательных участков в 8 часов вечера и обработкой 100% протоколов к трем часам ночи.

Впрочем, существует и другая версия о причинах победы «красных»: в последние месяцы «Единая Россия» в Иркутской области утратила взаимосвязь с людьми и как следствие – с реальностью. Поэтому ночью 14 сентября федеральный центр получил из региона серьезный сигнал: если насильственная спецоперация по спасению действующего губернатора продолжится, непростой и вольнодумный регион окажется на грани народных волнений.

В отличие от наместников законно избранный Президент понимает: спокойствие внутри региона важнее интересов даже самого эффективного управленца. Тем более – неэффективного. В Иркутской области конфликт элит дошел практически до каждой семьи, сотни тысяч жителей региона начали идентифицировать себя как сторонники или противники существующей власти. В подобной ситуации не очень мудро поддерживать врио губернатора, который сидит на бочке пороха с зажженным фитилем в руке. Поэтому 20 сентября россияне в эфире всех федеральных каналов услышали сакраментальное: «оба кандидата достойны».

Шок – это по-нашему

Унылая избирательная кампания по выборам губернатора Иркутской области имела все шансы закончиться позитивным победным рапортом в один тур. О незаменимости врио для Иркутской области рассказывали многотиражные агитационные материалы, красные могли противопоставить им разве что выложенные на «Ютубе» полуподпольные сюжеты о локальных конфликтах.

Забастовка автотранспортного предприятия в Братске – городе низких зарплат и кошмарной экологии, откуда мечтает уехать каждый второй. Митинг жителей Куйтуна с требованием уволить главного врача районной больницы, где часто умирают пациенты. Лесные пожары в дальних поселках Иркутской области, где без дела сидят привезенные для тушения специалистами, вооруженные только лопатами.

Все эти сюжеты канули бы в лету, не оставив воспоминаний, если бы не жесткая позиция административного ресурса. В Братске в «холивары» против нескольких членов автобусного профсоюза втянуты половина администрации, газеты и телевидение, с помощью которых мэр обвинял простых работяг едва ли не в государственной измене. В Куйтуне участникам митинга зачем-то угрожали увольнениями. В дальних поселках охотники и рыбаки едва не дрались с людьми в погонах, которые скупают в местных магазинах всю водку.

Реакция административного ресурса Иркутской области на вполне рабочие ситуации и до выборов была не совсем адекватной. А в период массового летнего обострения барские замашки областного руководства ощутили почти в каждом иркутском сообществе, у которого имелись вполне конкретные вопросы к руководству области. А их было не так мало. Итогом стало 13 сентября, когда Сергею Ерощенко до победы не хватило 0,4% даже в условиях низкой явки и массовых нарушений избирательных прав граждан.

Непропорциональный ответ

Дальнейшее развитие событий в Иркутской области было похоже на дешевый триллер. Бывший журналист жанра «скандалы, интриги, расследования» Александр Хинштейн рассказал врио, что все проблемы оттого, что «котов душили-душили» недостаточно усердно. В десанте по спасению рядового Ерощенко, кроме заказного правдорубца Хинштейна участвовала восходящая звезда политической сцены Ольга Баталина, которую федеральные СМИ упоминают едва ли не чаще, чем Ксению Собчак и Анастасию Волочкову.

Депутат ГД Ольга Баталина – персонаж трио Милонов-Мизулина-Баталина, над которым глумится большинство российских подростков 11 – 17 лет и их кумир – стенд-ап комик Юрий Хованский. В Думе Баталина отметилась «единороссовскими» инициативами на запрет усыновления российских сирот в США, законом о гей-пропаганде и предложениям к товарищам по партии избавиться от зарубежных активов. С момента появления федерального мегамозга в штабе Сергея Ерощенко иркутяне увидели «злободневно мааасковские» плакаты с поддержкой Сергея Левченко от Навального, Каспарова и Ходорковского. А также посмотрели ролик с компроматом на Левченко из нашумевшей серии «Скандальная правда о…», созданный очень дорогой московской продакшн-студией.

Заметно активизировалась деятельность по срыву встреч с избирателями. Если в августе причиной отказа могла стать установка новогодней елки на главной площади Зимы, то в сентябре в ход пошла тяжелая техника. Дорогу на малую родину врио коммунистам преградили бензовоз, грузовик с гравием и хрупкое тело заместителя мэра города Черемхово. За неширокими плечами чиновницы имам-хатыб Иркутской Соборной мечети Фарид Мингалиев внезапно обнаружил представителей национальных меньшинств – армян, причем именно мусульманского вероисповедания.

Откуда в Черемхово взялась целая диаспора армянских мусульман (они живут, преимущественно, в Турции) имам объяснить не удосужился. Во время митинга возле ангарского ДК Нефтехимик лидер коммунистов Геннадий Зюганов, по мнению московских политтехнологов, двигал речь про сельское хозяйство пока внутри кто-то справлял панихиду. В иркутском Дворце спорта панихиду в срочном порядке заменили на соревнования по борьбе. Но весь этот бред показался детскими мультиками на фоне хардкора, который случился на центральном рынке 24 сентября.

Заложники Свердлова на улице Дзержинского

В каждом городе, куда приезжает Геннадий Зюганов, он идет на центральный рынок: понять, как и чем живет народ. В Иркутске перед официальной делегацией чиновников федерального уровня рольставни опустились, замуровав внутри около двух тысяч посетителей и продавцов.

Первые пятнадцать минут Геннадий Зюганов думал, что все происходящее – нелепый розыгрыш. Нельзя же в 21 веке распоряжением директора муниципального рынка закрыть в помещении две тысячи человек. Вдруг там у кого-нибудь сердечный приступ? Когда лидер коммунистов понял, что директор МУП «Центральный рынок» Владислав Свердлов не шутит, он набрал мобильный телефон министра МВД России Владимира Колокольцева и рассказал об иркутянах, которые насильно удерживаются в закрытом помещении.

Ровно через десять минут служба охраны Центрального рынка неслась открывать рольставни, а на место происшествия приехал извиняться «главный по выборам» в Иркутской области заместитель губернатора Николай Слободчиков. Иркутскую область, конечно же, показали по федеральным каналам как иллюстрацию поговорки «заставь дурака Богу молиться». Ночью 28 сентября один из журналистов задал будущему губернатору Сергею Левченко риторический вопрос: «А что теперь будет с директором рынка?». Ответом был дружный хохот двух десятков его коллег-журналистов.

Все, что происходило потом, описано во всех информационных агентствах страны. Самые скандальные выборы страны за последние 12 лет закончились убедительной победой представителя Коммунистической партии Российской Федерации Сергея Левченко во втором туре досрочных выборов губернатора Иркутской области. Наша избирательная кампания войдет в учебники политологии как образец честной и конкурентной борьбы. В которой волеизъявление рядовых иркутян привело к поломке огромного административного механизма, гарантировавшего победу врио губернатора Сергея Ерощенко в первом туре с результатом в 60%.