Специалисты: Все многоквартирные дома Приангарья, построенные до 1979 года, не безопасны

Шрифт

В случае сильного землетрясения большинство из них могут обрушиться.

В пятницу, 19 октября, общественники в очередной раз подняли вопрос сейсмоустойчивости многоквартирных жилых домов в Иркутской области. В рамках выставки «Ярмарка недвижимости», которая проходит в «Сибэкспоцентре» с 17 по 20 октября, состоялся круглый стол «Перспективы и проблемы комплексной реконструкции кварталов «хрущевок». На мероприятии участники общественного движения «Регенерация города» обсудили последние данные о состоянии домов серии 1-335 и методы решения связанных с ними проблем.

Модератором дискуссии выступил председатель «Регенерации города» Денис Воронов. Открывая обсуждение, он напомнил, что только на Юге Приангарья, в самых сейсмоопасных районах, насчитывается около 4,5-5 миллионов квадратных метров жилья, не отвечающего современным требованиям по сейсмостойкости. В основном, это дома серии 1-335 — «хрущевки».

«Все это жилье строилось под совершенно другие сейсмические нормы, под другие требования тепло- и -энергоэффективности. Сегодня эти дома не удовлетворяют никаким требованиям, а, главное, представляют существенную опасность для жизни и здоровья граждан, — подчеркнул Денис Воронов. — Эти дома строились в условиях максимального удешевления. Оно достигалось включением в состав несущей конструкции внешних стен, а также включением золобетона в состав наружных панелей». 

На пороге катастрофы

Председатель «Регенерации города» пояснил, что все дома, которые строились с конца 1970-х годов и строятся теперь, имеют жесткий внутренний каркас, пронизывающий здание от фундамента до крыши и несет на себе основную нагрузку. В домах же серии 1-335 в целях экономии нагрузки были разделены между внутренней частью конструкции и торцевыми стенами. Что касается золобетона, то впоследствии выяснилось, что он является химически агрессивной средой, внутри которой арматура разрушается. 

«Наружные стены, которые несут часть нагрузки конструкции в домах серии 1-335, уже сгнили. Особенно печальная ситуация с северо-западной стороны этих зданий. Этот фасад уже полностью сгнил. Внутри плит больше нет арматуры», — отметил Денис Воронов.

Денис Воронов: «Наружные стены в домах серии 1-335 уже сгнили»

Правила эксплуатации домов серии 1-335 предусматривали срок их службы 20-30 лет. После капитального ремонта они могли простоять еще какое-то время. Однако реконструкция «хрущевок» с заменой всех наружных плит так и не была проведена.

«По оценкам, в домах серии 1-335 живет примерно каждый десятый житель нашего региона. Это более 200 тысяч человек, — отметил участник общественного движения «Регенерация города» Владимир Ковалев. — В случае, если на территории Иркутской области произойдет разрушительной силы землетрясение, вероятность, что эти дома «сложатся», крайне велика. По прогнозам ГУ МЧС по Иркутской области, в таком случае количество погибших будет исчисляться десятками, а то и сотнями тысяч. То есть мы живем накануне колоссальной катастрофы».

Он добавил, что, согласно статистике, вероятность разрушительных землетрясений увеличивается с течением времени. По прогнозам Института земной коры, до 2050 года вероятность землетрясения магнитудой 8-9 баллов в Иркутской области близка к единице, то есть составляет почти 100%.

«Даже если землетрясение не случится, в силу того, что срок службы этих зданий истек, они могут начать разрушаться самопроизвольно. Случаи обрушения стеновых панелей в Иркутске и Ангарске уже были», — продолжил Владимир Ковалев.

Напомним, что последний такой случай произошел в апреле этого года в Ангарске. В доме № 36, который расположен в 10 микрорайоне города, отслоились бетонные панели на боковой стене с первого по пятый этаж. 

Стены рассыпаются в руках

Учитывая серьезность ситуации, неравнодушные жители региона уже много лет пытаются обратить внимание властей на этот вопрос. В первую очередь это касается руководства страны, так как регион не располагает достаточными средствами на масштабную реновацию, подобную московской. Тем не менее, от правительства Иркутской области и администрации муниципалитетов, а также депутатов от Приангарья в Госдуме и представителей региона в Совете Федерации, ожидают большей заинтересованности и конкретных действий. 

Иркутские «хрущевки» последние несколько лет на общественных началах обследовали ученые и студенты ИРНИТУ и БГУ. Кроме того, проблемой домов серии 1-335 занимается лаборатория сейсмостойкого строительства Института земной коры. 

Этим летом специалисты ИРНИТУ обследовали несколько домов серии 1-335 в Иркутске современным способом неразрушающего контроля. Другая организация проводила аналогичные исследования в Ангарске традиционным способом, который предполагает взятие проб из стен. Целью исследований было определить остаточную жесткость конструкции этих зданий. 

Владимир Ковалев: «Мы живем накануне колоссальной катастрофы»

«На домах, которые мы обследовали в Иркутске, была выявлена остаточная жесткость конструкции в среднем 45%. То есть эти дома уже потеряли более половины своей жесткости и опасны для проживания», — подчеркнул Денис Воронов. 

По итогам исследований в Ангарске специалистам не удалось взять ни одной целой пробы из стен. Все выпиленные керны разрушались сразу после выемки. Кроме того, ни в одной из проб специалисты не обнаружили арматуры.

Варианты решения проблемы

Результаты исследований показывают, что все дома серии 1-335 необходимо выводить из эксплуатации, однако сделать это одновременно невозможно. Первое, что необходимо сделать – это провести масштабное исследование всех «хрущевок» и разделить их на группы по фактической устойчивости. Часть таких зданий нужно расселять прямо сейчас, другие могут еще простоят какое-то время. 

По словам Дениса Воронова, те механизмы, которые сейчас предлагают федеральные власти для решения вопроса аварийного жилья, непригодны для реализации в регионах. Один из них заключается в том, что жители дома самостоятельно находят подрядчика, который за стоимость земли под ветхим домом, сносит его и строит на его месте новое жилье. Однако в регионах стоимость участка не покроет расходы на строительство. Еще один вариант — социальная ипотека. Сейчас она реализуется только в одном регионе страны — Татарстане. Но назвать этот проект действительно социальным сложно. 

«Жителям аварийных домов выдается по 11 тысяч рублей за «квадрат» жилья в сносимом доме. Жилье, в которое они переселяются, стоит в среднем 40 тысяч рублей за квадратный метр. На эту разницу предлагается взять ипотеку по льготной ставке. В Татарстане это вызвало множество судебных процессов, которые еще не завершены», — рассказал Денис Воронов.

В результате остается только метод расселения таких домов через признание их аварийными. Но на данный момент ни одна «хрущевка» в Иркутской области не признана аварийной из-за недостатка сейсмоустойчивости, хотя все они фактически являются таковыми. Причиной тому служат как экономические, так и политические факторы.

«Постановление, о том, что дом не пригоден для проживания, выносит мэр территории. Однако принятие подобного постановления налагает на него дополнительные обязанности. Это означает, что мэр знает об этой проблеме, обязан принять меры к расселению этого дома, а средств в муниципальных бюджетах на это не предусмотрено. Поэтому одновременно признать непригодными для проживания целые кварталы невозможно», — отметил Денис Воронов.

Спасение утопающих — дело самих утопающих

Специалисты отмечают, что не только «хрущевки», но и дома других серий, построенных до 1979 года, рассчитаны на подземные толчки магнитудой не выше 6-7 баллов в соответствии с прогнозами сейсмологов того времени. А за прошедшие годы их сейсмостойкость стала еще ниже. Соответственно, они не отвечают современным требованиям по сейсмостойкости для Иркутской области, которые установлены на уровне не менее 8-9 баллов, в зависимости от конкретной площадки. Это касается и «сталинок», которые многие считают очень надежными. Помимо дефицита сейсмостойкости, большинство таких зданий обладают деревянными перекрытиями, что добавляет еще одну проблему — пожароопасность. 

«Все строения имеют свой срок службы. И неизбежно наступает момент, когда они утрачивают свои потребительские свойства и становятся опасными для жизни. Так что, если вы не живете в доме 335 серии, это не значит, что у вас нет проблем, — отметил Владимир Ковалев. — Поэтому власти должны иметь ясное представление о том, что делать с жилищным фондом, который постепенно утрачивает свои качества, как его нужно менять и с помощью каких ресурсов». 

Галина Кузняная: «Необходимо вмешательство общественности»

Однако пока поисками решения проблемы опасных «хрущевок» и лоббированием этой темы на федеральном уровне всерьез занимаются только общественники.

«Наше общественное движение в октябре направило письма в Совет Федерации РФ, Совет безопасности РФ, профильные министерства. Также мы направили письма всем депутатам Государственной Думы от Иркутской области и всем сенаторам от региона в Совете Федерации. Мы стараемся понудить их к каким-либо действиям», — подчеркнул Денис Воронов.

Общественное движение «Регенерация города» на своей странице в facebook в ближайшее время опубликует письма, направленные федеральным властям. Официальные ответы на эти обращения будут размещены там же. Кроме того, представители общественного движения планируют опубликовать адреса всех домов серии 1-335 и полную информацию о каждом таком здании.

«Усилий небольшой инициативной группы, усилий наших ученых, хотя у нас, наверное, самая крупная научная база на всем постсоветском пространстве, не хватает. Необходимо вмешательство общественности», — подчеркнула заместитель генерального директора ФСК «Новый город» Галина Кузняная.

Владимир Ковалев дополнил, что в одиночку жители «хрущевок» не могут решить свои проблемы. Им необходимо самоорганизовываться, причем, не только домами, но и целыми микрорайонами, чтобы добиться от властей признания проблемы и ее решения. 

«Призываем иркутян присоединяться к нашему общественному движению, общественному лоббизму и просто занять активную гражданскую позицию, чтобы наш регион жил дальше», — заключила Галина Кузняная.

ИА «ИркСиб».