Рядом с концертным залом на Конном могут построить гостиницу и большую парковку

Шрифт

Концепции концертного зала и реконструкции Цесовской набережной обрели очертания.

В понедельник, 3 декабря, в пресс-центре «АиФ в Восточной Сибири» состоялся брифинг по итогам конкурсов на лучшее эскизное предложение по определению места строительства универсального концертного зала и лучшую архитектурную концепцию застройки Цесовской набережной и прилегающей к ней территории. Открывая дискуссию, главный архитектор Иркутска Сергей Александров подчеркнул, что победившие проекты наиболее полно отвечали требованиям технического задания и положения о конкурсе. Однако организаторы конкурса, в первую очередь, стремились не определить призеров, а собрать лучшие идеи от всех участников.

«Основная задача была — найти наиболее оптимальные решения, наиболее уместные для Иркутска, которые бы приняли жители города», — отметил Сергей Александров. 

По его словам, все предложенные идеи будут обсуждаться на градостроительном совете и в Общественной палате. Лучшие из них лягут в основу окончательного проекта. Это касается и благоустройства Цесовской набережной, и концертного зала. 

Сергей Александров уточнил, что реализовать оба проекта планируется в течение ближайших трех-пяти лет с привлечением финансирования из бюджетов всех уровней и средств инвесторов. Разработка проектно-сметной документации на благоустройство Цесовской набережной запланирована на 2019 год.

Набережная для людей, а не для транспорта

На конкурс на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию застройки территории в границах улиц Цесовская набережная, Сурикова, Ленина и Степана Разина было представлено пять работ. Лучшей признана концепция коллектива авторов под руководством главы архитектурного бюро «СТБ проект» Андрея Белопольского. Ее признали наиболее подходящей и выполнимой.

Авторы предложили исключить сквозной проезд транспорта вдоль берега, улицу Марата продлить до набережной и сделать ее основной пешеходной артерией, соединить два уровня набережной и организовать здесь творческое пространство.

«Мы считаем, что нужно создать общую концепцию набережных, в которой все пространство было бы отдано людям, а не транспорту. Небольшая ширина береговой линии в любом случае не позволит разместить автомобильную дорогу по современным требованиям. Не нужно загонять весь транспорт в центр, он должен обходить его по дублирующим магистралям. Исторический центр не должен быть загроможден автомобилями, чтобы люди могли свободно переходить из одного общественного пространства в другое», — считает Андрей Белопольский.

По его словам, основная идея концепции — сохранить природный ландшафт и связать в единое пространство бульвар Гагарина, Цесовскую и Нижнюю набережные. Сделать это планируется с помощью надземного пешеходного перехода и гибкой системы откосов, террас и амфитеатров. 

«Мы увидели здесь возможность создать неровность рельефа, возвышения, разместить деревья, характерные для нашей местности, например, березовую аллею. Все это для того, чтобы люди могли находиться на благоустроенной территории с ощущением природной среды. Мы старались не загромождать набережную, чтобы сохранялся вид на мост и на противоположный берег», — рассказал Андрей Белопольский.

Андрей Белопольский считает, что набережная должна сохранить природный ландшафт.

Пространство Цесовской набережной планируют организовать в двух уровнях. Чтобы исключить изолированность нижнего, предполагается сделать более низкое берегоукрепление и сформировать более природные откосы, чтобы с нижней площадки была видна верхняя. Два уровня планируют соединить с помощью лестниц, а также лифтов с прозрачными стенками, которые хорошо впишутся в архитектуру пространства и будут удобны для маломобильных групп населения. 

Чтобы сделать Цесовскую набережную более доступной, авторы концепции предлагают открыть выход к реке со всех примыкающих улиц. Оставлять машины посетители общественного пространства смогут на большой подземной парковке, которую организуют под новой застройкой умеренной этажности. Эти дома должны быть современными и удобными, органично вписываясь в существующую историческую среду. Детально их архитектуру продумают при разработке проекта.

Музыка на Ангаре

Лучшее эскизное предложение по определению места строительства универсального концертного зала, по мнению жюри, представил коллектив авторов под руководством главного архитектора ООО «ГАБР» Олега Бадулы. Они предложили расположить концертный зал на участке площадью шесть гектаров в восточной части острова Конный, между Академическим мостом и островом Юность.

«Концертный зал требует большого участка земли, который достаточно трудно найти в границах исторического центра города. Так возникла идея разместить его на острове Конный. Так этот уникальный объект будет виден, как с Правого, так и с Левого берега. Еще один плюс — при шаговой доступности этого места из центра города, оно несколько оторвано от исторической застройки, что позволяет построить объект современной, динамичной архитектуры и, может быть, создать высотный акцент», — отметил Олег Бадула.

По его словам, большое свободное пространство на острове Конный позволит организовать удобный подъезд транспорта и специальной техники, включая пожарную, и построить большую парковку на 300 машиномест. Сейчас иркутяне, отправляясь на острова Юность и Конный, оставляют свои машины на парковке у ТРК «Комсомолл».

Олег Бадула предлагает построить на острове Конный не только концертный зал, но и современную гостиницу.

«Большая свободная территория позволяет возвести не только концертный зал, который предполагает периодическое использование, но и другие объекты. В качестве высотного акцента мы предлагаем построить современную гостиницу, которая могла бы более рационально задействовать эту территорию», — подчеркнул Олег Бадула.

Сергей Александров добавил, что еще на стадии подготовки положения о конкурсе было решено, что современный концертный зал нужно строить именно в центре Иркутска, хотя были предложения возвести его в Свердловском округе.

«Такого рода объект все-таки должен разместиться в историческом центре города или в непосредственной близости к нему, поскольку это объект даже не областного, а  федерального, международного значения, и требования к нему должны быть соответствующие», — считает главный архитектор Иркутска.

ИА «ИркСиб».