Педагог из Шелехова создала медиапространство для детей, родителей и своих коллег

Шрифт

Надежда Захватаева придумала обучающий проект, который помогает обрести новые скиллы и «прокачаться» в медиа.

Уже три года Надежда Захватаева является классным руководителем. Вместе с детьми участвует в экологических акциях и разрабатывает различные проекты. Но таким активным педагогом Надежда Борисовна была не всегда. Более 15 лет она проработала муниципальным служащим. Но затем появился ребенок, дочка подросла и пошла в школу – вернее, в гимназию Шелехова. Чтобы проводить с ней как можно больше времени, Надежда прошла переподготовку и стала в этой гимназии педагогом-организатором, педагогом дополнительного образования. И оказалось, что она создана для такой работы.

В прошлом году учитель приняла участие в Форуме классных руководителей, после чего на свет появился проект «Медиакомьюнити». Его цель – научить педагогов, детей и их родителей говорить на одном языке, и это язык медиакоммуникации.

–  Надежда Борисовна, чья была идея?

– Идея принадлежит мне, и она возникла не случайно. Со временем стало понятно: нам не хватает педагогических кадров, подкованных в сфере медиа и вопросах развития детских медиацентров. С детьми мы работаем, однако для наилучшей эффективности в эту работу необходимо было встроить и педагогов, и родителей. Решили организовать такое единое сообщество. «Прокачать», так скажем, всех, чтобы они понимали друг друга, и погрузить в мир социальных сетей.

Меня поддержала моя команда – нас много. Это дети, мои выпускники, с которыми я занималась в течение четырех лет. Тогда они были старшеклассниками, а теперь выступают в качестве тимлидов. У нас своя команда, очень дружная. В реализации проекта помогают не только мои ребята, но еще и взрослые педагоги, куратор информационно-медийного направления Российского движения школьников (РДШ) Сергей Исаев из Москвы, Иркутское региональное отделение РДШ. С нами также взаимодействуют министерство образования и министерство по молодежной политике Приангарья, органы муниципальной власти Шелехова.

– Звучит очень современно, но как это отвечает учебным потребностям?

– Встраивание современных технологий и интерактивности в учебный процесс для нас очень актуальная тема. Для чего это педагогам? Чтобы сделать свои занятия интересными и разнообразными. В первую очередь, уроки должны заинтересовать учеников. Мы живем в IT-век, цифровые технологии прогрессируют, вовсю идет геймификация – применение игровых форматов в обучении. Значит, мы должны дать эти формы и методы, чтобы педагоги постоянно были встроены в актуальную повестку, а дети реализовывали свои желания и потребности. Ведь каждый родитель хочет, чтобы ребенок учился в современной школе и приобретал определенные знания и навыки – актуальные и полезные.

Несмотря на то, что в Иркутской области уже два года время от времени ведется дистанционное обучение, опыт показал, что педагогам все еще сложно самоорганизоваться, возникают проблемы с программами удаленного обучения. В общем, не все к этому готовы. И тут в дело вступает «Медиакомьюнити»: мы проводим форумы и мастер-классы, даем инструменты, которыми можно пользоваться.

Знакомим коллег-учителей с платформами Zoom и Teams, рассказываем какие-то полезные штучки, даем советы и на практике показываем, как организовать интересные конференции, дать интерактивные формы, создать крутые презентации. Программа Teams позволяет еще и разводить детей по залам – так они могут удаленно работать в группах. К сожалению, очень немногие педагоги пока используют все возможности этих программ, и наша задача, в том числе, это исправить.

– А самим школьникам это вообще интересно?

– Спрашиваете! С детьми все гораздо проще. Помимо того, что мы создали свой детский медиацентр, у нас еще классное самоуправление: функционирует гимназический парламент. Практически в каждом классе ребята сами ведут свой аккаунт в соцсетях, рассказывают о своей школьной жизни, фотографируют и пишут посты. Кроме того, есть региональная детская редакция, в которой состоят дети из разных муниципалитетов Иркутской области. Они ведут сообщество регионального отделения РДШ, кто-то через соцсети рассказывает о жизни районов и других территорий. Не скажу, что прямо все школьники этим активно занимаются, но есть дети, которые уверенно проявляют свои медианавыки. У них изначально были задатки к этому и желание развиваться. Мы просто их подхватили, чтобы научить работать профессионально.

– Можете привести пример типичного занятия в «Медиакомьюнити»?

– На примере готовых кейсов хочу выделить практические медиаинтенсивы, которые мы проводим в нашей гимназии. По субботам ребята разного возраста, от 5 до 11 класса, выполняют определенные задачи по ведению аккаунтов. Например, разработать дизайн к определенному посту. Они пишут тексты, создают иллюстрации, потом это все публикуется в социальных сетях. Они сами предлагают решения, разбираются, какой будет характер у публикации – информационный или развлекательный.

Когда дети сами создают такие вещи, то это становится интересным не только учителям, но и родителям – хочется же понимать, чем занимается твой ребенок. У нас сейчас 32 класса, и если бы не их СМИ, то мы не были бы так глубоко погружены в их жизнь.

Что еще полезного в проекте? Говорим с ребятами о медиакультуре и информационной грамотности. Поток информации очень обширный и стремительный, из него нужно уметь извлекать полезное. И научить этому – это тоже одна из задач педагогов.

– Очень важная тема! Как вы считаете, когда надо начинать разговаривать с ребенком о том, что интернет может быть опасен?

– Начинать нужно с первого класса. Как правило, у ребенка уже есть телефон, он умеет им пользоваться, заходит в интернет, смотрит приложения. Поэтому основу медиаграмотности нужно закладывать уже в этом возрасте: рассказывать, какими приложениями можно пользоваться, а какими нет, на что стоит обращать внимание, и элементарно учить безопасности.

–  Откуда черпаете новые идеи? Может, с кем-то обмениваетесь опытом, советуетесь?

– Мы активно взаимодействуем не только с другими школами и муниципалитетами, но и с другими регионами. В октябре 2021 года мы провели большой форум «Медиаточка», куда пригласили практически все муниципалитеты Иркутской области, и у нас были гости из Мордовии, Самары и Москвы. Также мы работаем со всеми российскими медиацентрами в рамках деятельности РДШ, а сейчас еще и сотрудничаем с Высшей школой экономики, благодаря чему подружились с Хангаласским улусом Республики Саха (Якутия).

Тема актуальна, формат интересен всем. Даже получилось так, что у нас есть чему научить Москву. На базе Высшей школы экономики создают медиаклассы, и определенные моменты там только-только начинают развиваться. Мы эти основы уже изучили и готовы делиться опытом. Поэтому если кому-то необходима такая помощь и поддержка, то мы их оказываем. А у более опытных регионов стараемся сами перенимать наработки. Это сотрудничество, обмен, опыт и взаимная выгода.

ИА «ИркСиб».