Электоральные бесы Бессарабии

Шрифт

Сергей Шмидт об опасности иностранного голосования за депутатов от Иркутской области.

Оригинальная колонка доцента кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета ИГУ Сергея Шмидта опубликована на сайте «Иркутской торговой газеты». Приводится без изменений.

В воскресенье выборы. Избирательная кампания подходит к концу. Радоваться этому обстоятельству жителям Иркутской области, наверное, не стоит. Есть некоторые признаки того, что политическое обострение в области продолжится и после выборов.

Выборы эти интересны тем, что ни один серьезный человек не отважится сегодня, в начале последней предвыборной недели, прогнозировать результаты выборов в Иркутской области. Ни партийные результаты, ни результаты по одномандатным округам, кроме так называемого Ангарского округа, победитель в котором, в общем-то, был ясен еще в начале лета.

В целом же результаты очень зависят от явки избирателей, причем надо понимать, что колебания явки формируют не количественные, а именно качественные различия в результатах. Грубо говоря, увеличение явки в полтора-два раза будет означать не увеличение в полтора-два раза голосов за каждую из имеющих шансы попасть в Государственную думу политических партий и за каждого из кандидатов-одномандатников. Дело в том, что увеличение или уменьшение явки может приводить к совершенно противоположным результатам, как для партий, так и для кандидатов.

У этого феномена даже не перехода, а резкого скачка количества в качество есть несколько причин, но самая экзотическая из них может быть поэтично названа «электоральными бесами Бессарабии».

Дело в том, что к избирательным округам нашего региона приписаны избиратели с российскими паспортами, живущие за рубежом.

Братскому одномандатному досталась Африка и Латинская Америка и немного Азии с Европой. Ангарскому досталась Киргизия. А вот Иркутскому одномандатному округу «не повезло» особенно - ему досталась Молдавия. Всего в Молдавии зарегистрировано 183 194 российских избирателей. Их распределили по восьми российским округам. Почти сорок тысяч жителей Бессарабии нешумной толпой прикочевали в Иркутский избирательный округ.

Вы спросите, почему именно к Иркутскому избирательному округу я применил резкое выражение «не повезло»? Да потому что у Молдавии уже много лет гниет и пахнет проблема Приднестровья. То есть именно там существуют особые мотивации для активного голосования. И учитывая тот факт, что Россия поддерживает Приднестровье (в молдавской интерпретации – «сепаратистское Приднестровье»), можно уверенно предположить, что тамошние избиратели проголосуют за партию действующей власти и всех поддерживаемых ею одномандатников, вообще не вдаваясь ни в какие подробности того, чем и как эти одномандатники могут быть полезны своим территориям. Их можно понять. Осуждать их, наверное, будет просто неправильно. Но ситуация, в которой живущие за много тысяч километров от области люди могут определить, кто будет представлять область в Думе, правильной и справедливой тоже не назовешь.

Исправить эту ситуацию, затормозить «бесов Бессарабии» можно только повышенной явкой, активным голосованием жителей региона. Жителям Иркутской области на этих выборах предстоит уникальный выбор. С одной стороны, они будут выбирать депутатов. С другой стороны, они будут как бы выбирать и собственную Иркутскую область вместе с ними. Или не выбирать ее.

Существует избитый, но при этом совершенно правильный принцип: «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы». В нашем случае получается, что «чужую власть» могут выбрать «наши» же люди, которые не пойдут на выборы. У Иркутского голосования всегда была своя специфика. На этих выборах она может свестись к НЕиркутскому голосованию. Однако это не тот случай, когда спецификой, как мы привыкли, можно будет потом гордиться.

Сергей Шмидт.