ДОЛГий дом

Шрифт

Молодым семьям  в Ангарске строит дом компания-банкрот. Об этом статусе предприятия «Ангарское управление строительства» (АУС), который был известен еще в октябре 2014 года, некоторые дольщики узнали только 21 апреля 2015 года, да и то от «друзей по несчастью». Достроить дом должны были еще в декабре 2014, но официальный запланированный срок ввода дома в эксплуатацию – 1 июля 2015 года. Бить тревогу людям посоветовали сами сотрудники компании - денег на завершение работ нет, а значит 17 гражданских семей (большинство из которых идут по федеральной  программе «Молодой семье - доступное жилье») и 45 военных могут так и не дождаться своих квадратных метров.

 

Для кого-то банкрот,  а для кого-то завод

О таком банкроте грех умолчать. История градообразующего предприятия «Ангарское управление строительства» начинается в 1948 году вместе с Ангарском. Одна из самых крупных строительных организаций Восточной Сибири построила еще Байкальск, Саянск и Краснокаменск. Предприятием возведены крупнейшие промышленные объекты области - Ангарский нефтехимический комбинат, БЦБК,  Иркутские ТЭЦ-1, 9, 10 и другие.

Банкротство подкралось к предприятию не незаметно. Говорить о нем стали еще два года назад: работникам начали задерживать зарплату, а долг компании к 2014 году достиг 1,5 млрд рублей. Кроме того, в 2014 году не сдались вовремя (и до сих пор еще не сданы) два социальных объекта города от АУСа: дом для работников бюджетной сферы во 2-м микрорайоне и детский садик в 29-м. 

Тем не менее, в июне 2014 года контрольный пакет акций «убыточного» АУСа купила нефтеперерабатывающая компания ЗАО ПК «Дитэко». Ангарск - город небольшой, поэтому среди жителей очень быстро распространилась информация, что банкротство инициировано именно «Дитэко», так как строить дома – совсем не в их интересах. «Дитэко» нужны производственные мощности АУСа по железобетонным конструкциям, чтобы отстроить свой нефтяной завод. 

Слухами дом полнится

Но не только про «Дитэко» довелось рассуждать жителям Ангарска без фактов. О банкротстве, переносе сроков сдачи объекта и остановке строительства дольщики нового дома № 16 от АУСа тоже зачастую узнавали из третьих рук. И дело даже не в желании  посудачить, а в том, что никакой информации до них попросту не доводилось. Семьям Вебер и Кузинских повезло, они соседи в своем настоящем доме, поэтому держат друг друга в курсе событий. 

Артур Вебер, дольщик:

- В октябре месяце 2014 года АУС подал на банкротство. Кого-то уведомили об этом, кого-то нет. Некоторые узнали об этом на нашем собрании 21 апреля 2015 года. Нас  лично оповестили после Нового года, в январе. Свои обязательства компания пообещала выполнить согласно договорным отношениям. Однако после этого нам сообщили (23 марта 2015 года - прим.ред.), что сдачу дома переносят на месяц. Об этом тоже практически никто не знал – максимум семьи 3 из 17, и нас оповестили по телефону. Мы подумали, что месяц - это вроде не критично. Но на сегодняшний день от работников компании идет информация, что денег на достройку нет. Им самим задерживают заработную плату и, насколько  известно, достаточно давно. Люди оттуда разбегаются. И у нас появилось опасение, что после банкротства стройку заморозят. Кроме того, в том доме, где мы сейчас живем – № 19 в 32-м микрорайоне - не достроена 5-я блок-секция, там только вырыт котлован. А это тоже дом АУСа, его они начинали строить еще до 2010 года.

Опасения дольщиков не случайны – знакомые сотрудники АУСа сообщили, что снабжение объекта практически полностью приостановлено. Хорошо, если в день приедет одна машина с бетоном. Во время посещения стройки люди начали замечать, что с их квартир исчезли батареи,  а ведь дом практически готов, там даже установлены дорогие лифты. Кражи за объектом уже числились, и дольщики переживают, что без должного надзора там попросту все растащат. Кстати, бывший глава АУСа Виктор Середкин корреспонденту одного из ангарских СМИ подтвердил факты краж со стройки и сообщил, что готовность дома на сегодняшний день составляет всего 65-70%.

Эдуард Домашенкин, дольщик:

- Даже если сейчас распродать все имущество АУСа – этого не хватит, чтобы закрыть все долги. Завершение процедуры банкротства компании должно было пройти в марте, но его уже дважды откладывали. 7 мая будет назначен арбитражный управляющий, который и будет принимать решение. Скорее всего, это будет решение о приостановке строительства, так как денег нет. Мы свои обязательства перед компанией выполнили – оплатили все на 100%. Выполнит ли она свои?

Кто ответит за выполнение федеральной программы?

К слову, в доме осталось непроданными еще около 10 квартир. Как минимум две продали не так давно, но людей также не оповестили о банкротстве застройщика. Возможно, никакой трагедии и не было бы (мы давно привыкли к бесконечным пересудам с обманутыми дольщиками), если бы речь не о молодых семьях. Чтобы приобрести квартиру в новостройке, многие продали свое старое жилье и сейчас ютятся по съемным каморкам. Кто-то уже закупил материалы для ремонта, но сколько им еще ждать своего применения – теперь никто не знает…

Ольга и Денис Кузинские, дольщики по программе «Молодой семье – доступное жилье»:

- Государство выделило нам 540 тысяч рублей. Купить однокомнатную или двухкомнатную квартиру мы не смогли - их все отдали военным, поэтому пришлось брать трехкомнатную. Мы писали к компании обращение, что хотим попасть в реестр должников, на что получили возражение - все будет выполнено в срок, приезжайте, контролируйте. Кроме того, там написали: «Заявление на включение в реестр должников было подано заявителем за пределами срока». То есть был введен срок 30 дней после объявления о банкротстве, но нас о банкротстве не оповестили в эти 30 дней. Тогда мы связались со Стройнадзором. Инспектор сказал нам, что последнюю проверку они проводили еще в декабре, и строительство шло по срокам. Но как это могло быть, если в декабре по договору дом уже должны были сдать?

Постановка в реестр дает право  дольщикам на первоочередное получение средств от распроданного имущества АУСа по факту банкротства, так как они будут считаться кредиторами компании. В обратном случае деньги могут быть и вовсе не возвращены, так как их попросту не хватит после выплат зарплат и других долгов.

Поднимать вокруг темы шумиху дольщикам посоветовали знакомые сотрудники АУСа. Тогда инициативные жители составили письмо в Общественную палату Иркутской области. Веры  в местную администрацию у людей нет. Под обращением подписались и дольщики-работники АУСа. Сейчас люди ожидают ответ на это письмо. Также запросы направлены мэру города Ангарска и в следственный комитет.

Без комментариев

К сожалению, официального комментария от компании получить не удалось. Во время нашего двухдневного дозвона там так и не разобрались, кто уполномочен общаться с журналистами: временно исполняющий обязанности директора Максим Оноприенко ссылался на юридический отдел компании, а юристы, говоря о том, что не уполномочены давать такие комментарии, - на руководителя. К слову, с самим и.о. напрямую мы ни разу так и не связались, хоть у нас и был его телефон, и должностное лицо было оповещено о нашем звонке. Все переговоры шли через приемную АУСа, так как Максим Сергеевич упорно не брал трубку. В чем причина – остается только гадать. Видимо, не зря волнуется народ…

P.S. По данным на 13 апреля 2015 года, ОАО «Ангарское управление строительства» в Реестре застройщиков, нарушивших сроки передачи объектов в Иркутской области, не значится.