Ученые обнаружили в Ангаре ранее неизвестный вид байкальских рачков

Он оказался на несколько миллионов лет древнее своих родственников.

Новый вид пресноводных рачков обнаружили ученые в реке Ангаре. Он оказался родственником обитающих в Байкале ракообразных эулимногаммарусов бородавчатых (Eulimnogammarus verrucosus). Об этом сообщает «ИркСиб» в среду, 24 июля, со ссылкой на пресс-службу Российского научного фонда.

«Новый вид оказался на несколько миллионов лет древнее своих байкальских родственников. Это говорит о том, что раньше ангарский вид обитал в теплых прибрежных районах озера, и только относительно недавно – 100-150 тысяч лет назад – «перебрался» в реку», - говорят ученые.

Это открытие совершила группа биологов под руководством ведущего научного сотрудника НИИ биологии ИГУ Полины Дроздовой.

Сегодня ученым известно более 350 видов обитающих в Байкале рачков, однако специалисты допускают что еще большее количество видов может быть до сих пор неизвестно науке. Их поиск усложняется тем, что они могут быть «двойниками» (криптическими видами) уже известных рачков, то есть внешне быть абсолютно идентичными им, но отличаться генетически.

В новой работе авторы решили выяснить, встречаются ли криптические виды Eulimnogammarus verrucosus не только в Байкале, но и в единственной вытекающей из него реке – Ангаре.

Исследователи отловили 149 рачков в 17 точках сбора, расположенных на расстоянии от полукилометра до 650 километров от истока Ангары, и проанализировали их генетическое разнообразие. Выяснилось, что в Ангаре обитают представители нескольких криптических видов с разных берегов Байкала.

Однако самым необычным открытием стала генетически независимая ангарская криптическая группа рачков, которая не встречается в Байкале и ранее была неизвестна ученым.

«Наше исследование подтверждает, что вопрос о численности видов-эндемиков, обитающих в Байкале, по большому счету остается до сих пор открытым. Несомненно, реальное число видов, обитающих в озере, в значительной степени больше, чем ученые обнаружили к настоящему времени. Одна из наиболее важных задач – попробовать разобраться в этом разнообразии и выявить, сколько же на самом деле видов эндемиков обитает в Байкале, как сформировалась и эволюционировала его уникальная экосистема», - говорит участник исследования, Максим Тимофеев, доктор биологических наук, директор НИИ биологии ИГУ.

ИА «ИркСиб», фото пресс-службы Российского научного фонда.