Обзор событий от коллектива «ИркСиб» и Александра Битарова.
2015 год оказался богатым для политической жизни региона. «ИркСиб» подводит итоги уходящего года, где было все: выборы, политические интриги, громкие кадровые перестановки.
Выборы губернатора
Прошедшие губернаторские выборы в Иркутской области еще долго будет помнить не только весь регион, но и страна. Оказалось, что и партия власти может потерять власть, и довольно легко. Когда в мае 2015 года экс-губернатор Сергей Ерощенко затеялся вводить в регионе прямые выборы губернатора, президент Владимир Путин его прямо спросил: «Вам-то зачем это надо? У вас еще срок не заканчивается». За этими словами президента явно угадывался другой вопрос: «И вы уверены, что победите?». Ерощенко, видимо, был уверен. На выборы он пошел от партии «Единая Россия», по совету политтехнологов попытавшись забыть, что когда-то состоял и в партии «Правое дело». Те же политтехнологи присоветовали Сергею Владимировичу новый стиль предвыборной кампании а ля «весь-то ты в делах». Ерощенко не раз подчеркивал, что агитировать ему некогда, он просто работает, и работы, мол, очень много. К тому же обещал, что никто за него не будет агитировать и из федерального центра: «рабочий» визит премьера Дмитрия Медведева перед самыми выборами – просто совпадение, так же как и тайная, засекреченная поездка секретаря генсовета «Единой России» Сергея Неверова. Что любопытно, «молчаливая» тактика штаба Ерощенко распространялась даже на теледебаты, куда его приглашал главный оппонент в борьбе за губернаторское кресло Сергей Левченко.
В первом туре голосования 13 сентября народ выбирал из четырех представленных кандидатур. В итоге Ерощенко набрал 49,6%, Левченко отстал ненамного – 36,61%. По закону - второй тур. В штабе «ЕР» были уверены: не хватило всего 0,4%, во втором туре обязательно наберем, где это вообще видано, чтобы мы, партия власти, проиграли на таких ключевых выборах? Но тут посыпались потрясения: первый тревожный звоночек прозвучал из Кремля, когда Путин открыто заявил, что оба кандидата – достойные. Затем в Приангарье приехал Геннадий Зюганов, который много встречался и разговаривал с электоратом. Потом стало известно, что на выборы приедут больше тысячи наблюдателей со всей страны. В итоге голосовать пошли даже самые убежденные скептики, которые твердили, что «Единая Россия» заранее уже все решила. Результаты оказались шокирующими: Сергей Левченко набрал 56,41%, Ерощенко - 41,44%. «ЕР» была вынуждена признать победу Левченко честной и конкурентной. Правда, потом все же все промахи партии списали на личность кандидата Ерощенко – якобы народ голосовал не «за», а «против» кого-то, совсем как на протестных выборах мэра Иркутска в 2010 году. Некоторые представители партии даже заявили, что был бы оппонентом прежнего губернатора Микки Маус, за него бы народ голосовал лучше, чем за Ерощенко.
Отмена прямых выборов мэра Иркутска
На самом деле, одной из причин, по которой Сергей Ерощенко те выборы «провалил», стала отмена прямых выборов мэра Иркутска. Об этом явно свидетельствуют нулевые «сборы голосов» по Иркутску, и об этом смело заявляют все эксперты-политологи. Отмену прямых выборов члены партии «Единая Россия» «протолкнули» в феврале – марте 2015 года. Зачем? До сих пор тайна, покрытая мраком. Де-юре: тяжелые времена, тяжелые нравы, слабая власть – такие аргументы в защиту своего законопроекта привел инициатор всего этого депутат Заксобрания Андрей Лабыгин. Особо он подчеркнул: его об этом просили депутаты думы Иркутска, а значит – и народ просил, через своих законных представителей. Законопроект Лабыгина, который был все же одобрен региональным парламентом, предполагал, что градоначальника выберут из депутатов городской думы. Схема такая: народ голосует за депутатов, а те – за мэра. В итоге, в марте, как только у Виктора Кондрашова истек срок полномочий, мэром стал председатель Думы Иркутска Дмитрий Бердников. Возмущения о том, что народ, когда голосовал за думу, и знать не знал, что один из депутатов их будущий мэр, «задавили» большинством голосов депутатов от «Единой России».
В мае 2015 член Заксобрания от партии «Гражданская платформа» Владимир Матиенко внес законопроект о возврате прямых выборов. Позже группа депутатов Госдумы, в числе которых оказались Антон Романов и Сергей Левченко, внесли обращение в Конституционный Суд РФ с просьбой признать отмену прямых выборов противоречащей Конституции. Суд не признал - хоть, разумеется, это решение было насквозь пропитано не буквой закона, а политикой. 16 декабря законопроект Матиенко, который очень долго «пинали» от инстанции к инстанции, наконец довели до рассмотрения на сессии Законодательного Собрания. Ранее его открыто поддержал ставший губернатором Сергей Левченко, заявив, что мэра люди должны выбирать напрямую, а он своих решений не меняет – вне зависимости от того, как изменился его статус. ЕР и ЛДПР сделали все, чтобы законопроект не прошел, это было очень ожидаемо. Причин, почему возвращать прямые выборы сейчас «не актуально», у единороссов нашлось множество, даже самые бредовые типа «войны с Сирией».
Выборы мэра Иркутского района
6 декабря жители Иркутского района, в отличие от своих соседей из областного центра, сами выбрали мэра. Выборы были досрочными, потому что в июле экс-мэр единоросс Игорь Наумов угодил под уголовное преследование из-за подозрения в растрате 15 миллионов рублей и был посажен под домашний арест.
Эти выборы мэра района - еще один феномен Приангарья – заявления об участии подали сразу 34 (тридцать четыре!) претендента. Большинство из них, разумеется, были техническими кандидатами, но сам факт впечатляет. Таких «подковерных» игр и закулисной борьбы не было даже на губернаторских выборах. Чего там только не было: кандидаты однофамильцы, массовые снятия оппонентов через суд, невероятное количество проголосовавших досрочно, детективные истории с угрозами в адрес журналистов, видеосвидетельства о подкупах избирателей, одним словом – цирк.
В итоге победил самовыдвиженец, глава Ревякинского МО Леонид Фролов, про которого во всем Приангарье ходит немало слухов и сплетен. Новый мэр района официально вступил в должность 15 декабря и уже заявил, что начнет работу с сокращения штата мэрии. «Вот и зачем мне столько замов, чем они вообще все занимаются?», - удивлялся Фролов.
Уход Людмилы Берлиной
Еще одна «шоковая» перестановка в высших эшелонах власти Приангарья. И еще одна наглядная иллюстрация того, как слабы позиции «Единой России» в нашем регионе. 15 апреля на очередной сессии Законодательного Собрания его председатель и опытный политик Людмила Берлина вдруг заявила о сложении с себя полномочий. Случилось это в самый разгар заседания, сразу после избрания нового состава Контрольно-счетной палаты региона. Людмила Михайловна с легкой полуулыбкой заявила, что для девочки из Усть-Орды, чьи родители имели только 4 класса образования, она сделала головокружительную карьеру. Но все когда-нибудь заканчивается. «Вы даже не можете себе представить, с каким удовольствием я сейчас говорю – честь имею», - завершила свое выступление Берлина. И ушла с трибуны, по-английски, не попрощавшись. Для кого-то это событие стало шоком, кто-то, напротив, ожидал такого поворота. Ходили слухи, что Берлина как-то поспособствовала обнародованию скандальных материалов проверки КСП знаменитых «Ангарских хуторов». Говорили, что Ерощенко после этого рвал и метал. Однако официально Сергей Владимирович пожалел об уходе с поста Людмилы Михайловны, напомнив всем, что «недавно она отпраздновала 60-летний юбилей и, возможно, накопилась усталость».
Место спикера Заксобрания занял ее заместитель, единоросс Сергей Брилка, вице-спикерами были назначены Наталья Дикусарова и Андрей Лабыгин – тот самый, по инициативе которого отменили прямые выборы мэра Иркутска. Совпадение? Не думаем.
Уголовные дела по поручению Бастрыкина
К слову, про «Ангарские хутора». 21 августа 2015 года глава Следственного Комитета РФ Александр Бастрыкин сразу после встречи с депутатом (на тот момент) Госдумы Сергеем Левченко распорядился возбудить уголовные дела по трем хорошо известным в Иркутской области фактам – по результатам проверки комплекса «Ангарские хутора», по так называемым «золотым детсадам» и по многострадальному Ледовому дворцу. Всем было хорошо известно, что эти «факты» - классический пример коррупции чиновников бывшего областного правительства. Причем, не просто коррупции, а Коррупции – именно с большой буквы, потому что речь шла о таких суммах, что и вообразить страшно.
Не замечали коррупционной составляющей только сотрудники регионального управления СК во главе со своим начальником Андреем Буневым – ведомство проводило массу проверок по всем фактам, однако до уголовных дел не дошло. Некоторые наблюдатели считают, что это объясняется местом жительства Андрея Юрьевича в Иркутске. Своей недвижимости у него здесь нет, зато есть арендованное жилье в «Гринлэнде» - коттеджном поселке группы компаний «Истлэнд», принадлежащей семье Ерощенко, которая в этом же поселке, по данным из открытых источников, и проживает. Как бы там ни было, но противиться указке от непосредственного начальника генерал уже не смог – пришлось возбуждать дела против неопределенного круга лиц в правительстве своего соседа.
Вскоре на сайте регионального следственного комитета появился релиз о том, что уголовные дела по указанию Александра Бастрыкина возбуждены. Правда, спустя сутки релиз с сайта исчез. Почему? «Без комментариев» - так ответили «ИркСибу» в управлении. Действительно, было бы странно услышать очевидную причину из официального источника. Тайну этого пресс-релиза СК до сих пор хранит. Недавно в рамках онлайн пресс-конференции генерал Бунев сообщил, что эти «неудобные» дела расследуются. И вообще, мало в каком регионе так же активно борются с коррупцией, как в нашем.
«Уход» из Думы Иркутска Жанны Есевой
В этом году весь Иркутск пристально наблюдал за метаниями депутата Думы Иркутска, единоросса Жанны Есевой. В августе 2015 года Жанна Есева громко объявила о досрочном сложении своих полномочий. Причиной такого решения стало скандальное ДТП, виновницей которого оказалась ее дочь Юлия Киселева. 27 июля она на своем «Мерседесе» протаранила стоящую на светофоре «Тойоту Хайлендер», в которой находились бизнесмен Денис Матвеев и подполковник полиции Альберт Соколов. Оба мужчины погибли, в начале августа Киселеву отправили в СИЗО. Жанна Есева объявила, что «дочь свою все равно будет поддерживать, потому что она – мать», но депутатом быть перестанет – якобы, не позволяют моральные терзания. По основной версии, такой широкий жест объяснялся просто: у Есевой уже была договоренность с Сергеем Ерощенко о том, что после губернаторских выборов, когда (не если) Ерощенко снова сядет в губернаторское кресло, Есева вернет себе и депутатский мандат. Но все пошло не по плану: выборы единороссы проиграли и Есева резко передумала уходить из думы. Объяснила это Жанна Владимировна тем, что ее чуть ли не слезно просили остаться избиратели.
Дежурный обозреватель – председатель правительства Иркутской области Александр Битаров:
Безусловно - главное событие уходящего года для многих людей, в том числе и для меня - это выборы губернатора Иркутской области. После 14-летнего перерыва жителям вновь вернули право выбирать региональную власть, и мы этим правом воспользовались. Наша область, наши жители в очередной раз продемонстрировали свою открытость и принципиальность и избрали губернатором Сергея Георгиевича Левченко. Я уверен, что последние три года Иркутская область шла неправильным курсом. Об этом сейчас много говорят – о выборочной поддержке бизнеса, о криминализации дорожной и лесной отраслей и о многих других проблемах. Виртуальный мир, созданный предыдущим правительством, резко отличался от того, что было на самом деле: людям говорили, что все хорошо, а жизнь с каждым днем становилась тяжелее. Область проводила абсолютно бессмысленный, тупиковый экономический курс. Он привел бы регион к краху через пару лет. Поэтому смена власти, смена экономической модели, открытая позиция губернатора и Правительства должны пойти на пользу. Мы не прячем голову в песок, открыто говорим о проблемах. Безусловно, будем реализовывать те положительные наработки, которые были сделаны в предыдущие годы, поскольку преемственность, безусловно, нужна. Надеюсь, что в будущем году экономическая ситуация улучшится и мы сможем не только исполнять наши обязательства, но и вкладывать средства в развитие.
Второе важное событие для меня – назначение на должность председателя правительства Иркутской области. Я благодарен Сергею Георгиевичу Левченко за это предложение, хотя, скажу честно, в ходе предвыборной кампании мы это даже не обсуждали. Безусловно, не могу не сказать слова благодарности депутатам Законодательного Собрания Иркутской области, которые меня поддержали. Кстати, отмечу, я в течение 5 созывов был депутатом, дважды работал первым заместителем губернатора и вижу, что с нынешним составом регионального парламента у меня и у правительства сложились наиболее конструктивные, честные и открытые отношения. Еще огромное спасибо я бы хотел сказать жителям Октябрьского округа Иркутска, которые доверили мне честь представлять этот район областного центра в Законодательном Собрании. В течение трех лет мы вместе сделали очень много. И сейчас связи с округом, с "октябрятами" я не теряю, продолжает работать Фонд поддержки инициатив. И хотя сейчас, в должности председателя правительства, я отвечаю за всю область, родной округ буду обязательно поддерживать.
Третье – это бюджеты 2015 и 2016 годов – и вообще сложная экономическая ситуация в регионе и стране. Очень тяжело пришлось окончательно исполнять бюджет 2015 года. У нас однозначно останется кредиторская задолженность и я даже сегодня, 30 декабря, не могу однозначно сказать, каких размеров эта задолженность достигнет: но точно составит не меньше миллиарда, и, очень надеюсь, что не больше двух. Новый бюджет тоже будет напряженным. Радует, что мы не довели дефицит бюджета до максимально разрешенных бюджетным кодексом и Минфином РФ 10%, а остановились на 8,5%. Это дает нам возможность маневрировать в дальнейшем, потому что экономика, возможно, и дальше будет идти вниз. Но мы не собираемся расстраиваться и расслабляться, а будем использовать это непростое время, чтобы сделать рывок вперед.
Прямо сейчас я, конечно, как и все жители нашей области и страны, тоже жду новогодних праздников, когда сможем собраться всей семьей – я же многодетный отец и дедушка. Всех родных из-за работы в последние месяцы вижу редко: только по праздникам. Елку семья нарядила без меня - это у нас уже несколько лет обязанность младшей дочки, а 1 января вместе, включая младших, надеюсь, поедем кататься на лыжах – есть у нас такая традиция. Жду этого дня с нетерпением. А читателям портала «ИркСиб», вашему коллективу и всем жителям Иркутской области желаю счастливого и спокойного Нового года!