Отозванные судьи Уставного суда будут судиться с областью.
Губернатор Приангарья Сергей Левченко отозвал кандидатуры судей Уставного суда Иркутской области. В связи с этим некоторые из кандидатов, которых согласовали при Сергее Ерощенко, подали коллективный иск в Кировский районный суд Иркутска на губернатора и депутатов Законодательного Собрания, которые эту инициативу губернатора поддержали.
Для того, чтобы разобраться в вопросе, достаточно вспомнить, для чего предыдущему главе региона нужен был этот орган.
История вопроса
Уставный суд – это, пожалуй, самый большой государственно-правовой долгострой Приангарья. О необходимости введения этого института заговорили еще 20 лет назад, когда в 1995 году приняли Устав Иркутской области. В то время на всех уровнях вертикали царил бардак. Чиновники на местах наштамповали горы документов, которые не только противоречили Уставу региона или Конституции, но и в принципе здравому смыслу. Для хоть какой-нибудь защиты Устава в порядке эксперимента была учреждена Уставная палата – она и стала прообразом сегодняшнего суда. На ее заседаниях, конечно, пытались разобраться в правовых конфликтах между территориями, исполнительной и законодательной ветвями власти, но эффекта не было. Палата обладала лишь экспертно-консультативными функциями, ее решения не были обязательными для исполнения. Она проработала три года и успела рассмотреть всего девять дел.
В Сером доме понимали, что из-за ограниченного правового статуса палата не могла быть инструментом для решения разного рода споров. Поэтому в 1998 году в Устав внесли поправки, предусматривающие учреждение Уставного суда. Но вдруг процесс затормозился. Эксперты тогда связывали это с нежеланием региональной верхушки, в большей степени парламента, одобрить создание столь влиятельного органа.
Всплеск эмоций по этому поводу пришелся на время правления Александра Тишанина. Во время объединения с Усть-Ордынским Бурятским округом губернатор пытался вернуться к созданию суда. При нем даже объявили конкурсный отбор на должность судей. Но из-за конфликта Александра Георгиевича с областным парламентом идею благополучно похоронили, а проект вновь отложили в долгий ящик.
Новый раунд начался уже при Сергее Ерощенко. О намерении создать Уставный суд глава региона объявил в своем ежегодном послании в 2014-м. И в этот раз машина заработала на редкость проворно. В Устав внесли необходимые поправки, разработали пакет законопроектов. Уже в ноябре 2014 закон приняли. Его разработкой занимался Институт законодательства и правовой информации имени М. М. Сперанского. Директор этого института, известный юрист Алексей Петров, как раз и стал одной из согласованных кандидатур в судьи. И он же вошел в группу других кандидатов, которые теперь решили судиться с Иркутской областью.
Ради чего?
Теперь иск к губернатору и ЗС подан группой лиц, которых должны были назначить судьями Уставного суда, сообщает ИА «Телеинформ»: это юрист Алексей Петров, судья областного Арбитражного суда Николай Седых и судья Иркутского гарнизонного военного суда Олег Транкевич.
Еще в феврале 2015 года некоторые мэры территорий высказали «ИркСибу» озабоченность созданием суда. Их не убеждала необходимость создания еще одного органа для того, чтобы она проверяла акты, потому что этим занимаются федеральные суды и прокуратура. Главная же причина, по словам мэров, кроется в том, что по решению Уставного суда любой мэр любой территории может лишиться кресла. Механизм смещения неугодных персон прост: если решение Уставного суда не исполняется, то, в зависимости от обстоятельств, это может привести к роспуску представительного органа власти или отрешению главы муниципального образования по решению высшего должностного лица. При определенных условиях последствия могут быть и для Законодательного собрания Иркутской области.
В областном парламенте в 2014 году против суда голосовали коммунисты и представители «Гражданской платформы», другие депутаты не предлагали серьезных поправок при обсуждении. Основным противником суда в Заксобрании была Людмила Берлина. Она неоднократно отмечала, что сейчас в бюджете нет денег на то, чтобы содержать целую структуру с не совсем очевидными в своей полезности функциями. Людмила Михайловна считала, что все эти десятки миллионов рублей в год, которые закладываются на работу суда, можно направить, например, на социалку. Но депутаты проголосовали так, как им, вероятно, тогда было сказано, и закон об Уставном суде приняли.
Некоторые политологи при этом открыто заявляли, что Уставный суд – еще один инструмент в руках Сергея Ерощенко для контроля людей на местах, дополнительный и очень сильный рычаг для «муниципальной перезагрузки». Иными словами – орган, готовый исполнять волю губернатора, чтобы снимать неугодных мэров без применения возможностей правоохранителей. Ни о какой высшей цели привести бумаги в порядок тут речи не шло.
Теперь кандидаты хотят восстановиться по суду. Одним из мотивов такого поступка, считает часть политологов, безусловно, является то, что кандидаты не хотят терять то, что еще вчера было уже практически осязаемо – хорошие деньги. «Содержание Уставного суда Иркутской области, целесообразность создания которого оспаривалась многими экспертами изначально, составляет 27 миллионов рублей в год. Из этих 27 миллионов - 24 миллиона 800 тысяч рублей заложены на зарплаты. Судей всего пятеро, еще 15 человек – это другие сотрудники. Их зарплата, скажем, 30 тысяч. Остальное – судьям. А это под 300 тысяч в месяц. Разумеется, во время кризиса за такой «подарок» из бюджета можно и судиться», - отмечает руководитель Байкальского регионального фонда «Наша Сибирь» Максим Зимин.
При этом Зимин обращает внимание на то, что решение об отзыве кандидатов – это именно консолидированное решение законодательной и исполнительной ветвей власти, а не политически-мотивированное действие.
Заседание Кировского районного суда Иркутска назначено на 21 января. В случае победы заявителей область лишится 30 миллионов из бюджета, зато пять, пусть и самых достойных, прошедших строжайший отбор человек, которых в свое время одобрил Сергей Ерощенко, получат отличные зарплаты.