Специалисты считают, что для строительства концертного зала необязательно «убивать» центр города элитным жильем.
Обсуждение конкурса проектов на застройку Нижней Набережной Иркутска прошло 1 декабря в Союзе архитекторов Иркутской области при участии заказчика «Иркутск Девелопмент» и главного архитектора города Сергея Александрова. Оставив недовольство тем, что не победили знающие город иркутяне, а штампующие типовые проекты питерцы и москвичи, местные специалисты попытались объяснить, как по-хорошему должны проводиться подобные открытые конкурсы и почему в результате все сделают так, как задумано москвичами. Страсти не утихали на протяжении 2,5 часов.
«Власть, деньги и обстоятельства. Где там архитектор?»
Дискуссию открыл председатель Союза Игорь Козак. Он сразу обратил внимание на то, что условия конкурса большинство участников соблюсти не смогли, а работы победителей противоречат иркутскому контексту. Его поддержал доцент ИрНИТУ, бывший декан архитектурного факультета вуза Александр Ашихмин. Он отметил, что конкурс должен начинаться с обсуждения идеи и концепции, а не с заранее невыполнимого технического задания.
«Конкурс – это просто некая мишура, чтобы прикрыть дальнейшие действия. Это бандитский такой подход – сначала напугать всех этими проектами, а потом при работе избранного на закрытом конкурсе архитектора что-то снизить, добавить, изменить под себя и в итоге сказать – вот видите, что было и что стало. Иркутян обманывают», – сказал специалист.
Главный архитектор Института архитектурно-градостроительного проектирования, бывший главный архитектор Иркутской области Владимир Распутин был также крайне недоволен работой экспертов, которые позволили «стереть» Иркутск с лица Цесовской Набережной. «Чем похожи все победители – они все скромно, как умная женщина, не показывают то, что не вписывается в их концепцию. Там нет памятников, той исторической среды, которую мы должны были сохранить и подчеркнуть. А ведь отсюда пошел Иркутский острог, но почему-то именно здесь нарушаются все регламенты. Если это позволяют делать в историческом центре, то застройщики начнут требовать того же и в других местах», – сказал архитектор.
Собравшиеся сошлись во мнении, что участвовать в конкурсе, в котором уже все решено – бессмысленное занятие для архитектора. «Нам дали задание, где уже есть функциональное назначение каждого объекта, а мы только немного декорировали. То есть не архитекторы задавали и решали, что строить, – говорит Николай Жуковский, директор иркутской архитектурной фирмы. – Моя формула подтверждается: Власть, деньги и обстоятельства. Где там архитектор? – Нет там архитектора».
Варианты и предложения
Подвергли критике иркутские архитекторы и нахождение концертного зала на Нижней Набережной. Прозвучало мнение, что удачнее его разместить в предместье Марата. Там, по словам специалистов, тоже прекрасный вид на Иркутск и Ангару – все, что нужно Денису Мацуеву от культурного объекта. Кроме того, такое расположение позволит «вытянуть» район и обеспечит зал более развитой транспортной связью.
По жилому кварталу мнения членов Союза разделились. Одни считают, что без «жизни» центр города зачахнет, и это место лучше многих других районов обеспечено социальной инфраструктурой. Другие же уверены, что вписать многофункциональный блок в 2,8 га и при этом продавать размещенные там 120 тысяч квадратных метров жилья без нормальной автостоянки как элитное – утопия.
Учитывая, что, по сути, все эти вопросы уже решенные, последним пожеланием архитекторов стало сформировать концепцию Квартала вместе с общественностью и уже от нее «плясать» при дальнейшей работе мэрии и заказчика.
Политический комментарий
На собрании присутствовал советник губернатора Юрий Курин. Он посчитал, что яблоком раздора в этом проекте является финансовый вопрос. Заказчику нужна выгода, и все стремятся ему угодить, забывая о том, что он тоже должен области. От строительства концертного зала без жилого квартала, по мнению юриста, в кошельке Олега Дерипаски – собственника «Иркутскэнерго», которому принадлежит промышленная площадка для будущей застройки, не убудет.
«Все соглашаются, что инвестор не может быть альтруистом, что мы обязательно должны предоставить ему возможность отбить его затраты и еще дать заработать, – говорит Юрий Курин. – А ведь нашим главным заказчиком является акционер крупнейших в мире энергетических, алюминиевых, лесоперерабатывающих, девелоперских компаний господин Дерипаска Олег Владимирович, который использует, в том числе, ресурсы нашего региона и зарабатывает на этом бешеные деньги. И мы почему-то все – и архитекторы, и депутаты, и власть – думаем о том, как бы ему стать богаче. А должно быть наоборот – это он должен нам помочь создать комфортную среду. Говорить на все – «да, мы согласны», «да, постройте нам 20-этажные дома и продайте нам их втридорога» – это неправильная позиция, рабская».
Также Юрий Курин отметил, что на концертном зале тоже можно заработать, это зависит от «искусства менеджмента». Он привел в качестве негативного примера Дом музыки Дениса Мацуева, в который были вложены областные средства и в котором уже много лет нет никакой жизни как раз из-за отсутствия грамотного менеджмента.
Наполненный архитекторами зал разразился аплодисментами.
Всем спасибо, все свободны
Отметим, что все вышенаписанное представляло мнение большинства. Однако такие уважаемые члены иркутского Союза, как вице-президент Союза архитекторов России Елена Григорьева и заслуженный архитектор России Марк Меерович, которые к тому же являлись экспертами конкурса, считают, что проведенный конкурс – это больше добро, чем зло. Хотя бы потому, что он действительно был открытым, были представлены разноплановые работы, а они судили на совесть. Также «сторона защиты» подчеркнула, что конкурс не требовал строгого следования градостроительным правилам и был направлен больше на развитие и варианты изменения облика Иркутска.
Представитель заказчика в ответ на жаркую полемику попытался всех убедить, что строительство концертного зала – это чистой воды меценатство, а выбор его месторасположения – исключительно желание Дениса Мацуева. Победителей, по мнению «Иркутск Девелопмент», не судят, а всем несогласным рекомендуют присмотреться к работам повнимательнее. Также заказчик поблагодарил иркутских архитекторов за активную позицию, и пообещал прислушаться к советам по формированию будущего технического задания.
Главный архитектор города Сергей Александров успокоил всех тем, что выбирался все-таки не окончательный вариант застройки, а концепция, и что Иркутску удалось одержать победу в части высотности проекта. «До конца года мы совместно с вами, а также на градостроительной секции и градсовете примем решение, нужно ли и в какой части вносить изменение в градостроительные документы. Я считаю, что сегодня прошло конструктивное обсуждение, и все ваши мнения мы используем в работе. Они для нас важны», – сказал представитель мэрии.
ИА «ИркСиб».