Мэры районов – против, часть федеральных политиков и депутатов ЗС – за.
Обсуждение законодательных инициатив главы Иркутска Дмитрия Бердникова о перераспределении областного бюджета в иркутских СМИ идет полным ходом. Администрация города уверена, что при поступлении дополнительных средств с собранных на территории Иркутска налогов, областной центр сможет сделать гораздо больше на благо жителей, правительство же опасается разбалансированности и без того сложной ситуации с областным бюджетом. Свое мнение в этот раз высказывают федеральные политики, мэры районов и общественные организации.
Депутат Государственной Думы РФ, куратор Иркутской области от фракции ЛДПР Андрей Луговой поддержал инициативы иркутской администрации. «Если на государственном уровне мы декларируем усиление финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, о чем говорит и президент, то соответствующие предложения от мэрии Иркутска выглядят логичными, – говорит Луговой. – Такие инициативы были поддержаны и приняты губернаторами в ряде субъектов РФ. Подобный подход особенно актуален по отношению к областным центрам, ведь именно они представляют регион, являются его лицом. От того, как выглядит город, как он развивается, судят по области, краю или республике в целом. Власти на местах должны иметь возможность планировать и решать, сколько они потратят на дороги, детские сады, школы, зарплаты бюджетникам».
Депутат Госдумы по Братскому одномандатному округу Дмитрий Чернышов согласен с коллегой, но отмечает, что в случае принятия поправок не должно произойти ущемления интересов других территорий. «Это не перераспределение финансов. Это часть налогов, которые заплатили, к примеру, иркутяне, и они могут рассчитывать на то, что эти средства пойдут на ремонт дороги именно в Иркутске, а не в каком-то другом городе», – подчеркивает политик.
На сторону мэра Иркутска встал и городской совет ветеранов. Пожилые люди считают предложение Бердникова честным и социальным: «В Иркутске проживает около 140 тысяч ветеранов и людей пожилого возраста. Считаем, что старшее поколение иркутян заслужило право, выйдя на пенсию, иметь достойные условия для активного долголетия. Дополнительные доходы городской казны позволят более быстрыми темпами модернизировать систему городского пассажирского транспорта, строить новые больницы и поликлиники, финансово поддерживать общественные ветеранские организации, которые сейчас во многом существуют благодаря энтузиазму пожилых людей».
При этом многие мэры районов Иркутской области продолжают категорически противостоять инициативе, потому что законопроекты о реформе оговаривают дополнительные поступления исключительно для городов, не беря в расчет районы.
«Такое перераспределение в пользу города Иркутска нанесет очень большой вред другим населенным пунктам Иркутской области. Если проводить аналогию, то мы можем тоже вернуться к возврату налога на добычу полезных ископаемых, Бодайбинский район дает порядка 2 млрд руб. данного налога, мы можем на какую-то сумму законно претендовать. Но зная сложности с бюджетом Иркутской области, сложности в других территориях, на какие средства будут жить там люди», – отметил мэр Бодайбинского района Евгений Юмашев.
Мэр Саянска Олег Боровский вовсе сказал, что его городскому округу выгоднее получать дотации, а не процент от собранных налогов. «Наш город сегодня полностью дотационный – 93 млн идет на сбалансированность. И мне менять эту сумму на 27 млн отчислений с собранных налогов – никак. От новшества выигрывают три города – Иркутск, Ангарск, Братск. Я сегодня обзванивал мэров многих городов, – все однозначно говорят – нам это не нужно, – отмечает Боровский. – Если бы мера дотационной поддержки осталась на том же уровне, плюс нам бы дали налогов – было бы иное мнение. Но чтобы куда-то положить, надо взять откуда-то. Нововведения могут устроить нас только при одном условии – нам дают межбюджетку три процента, но сохраняют дотационность, которая была, и поддержку хотя бы на уровне прошлого года. Но сегодня областной бюджет – это бюджет выживания».
По инициативе мэрии Иркутска в Заксобрание региона внесены законопроекты, которые позволят крупным городам области получить больше средств из бюджета – речь идет о сумме более миллиарда для Иркутска и около 500 миллионов для всех остальных городов. В общей сложности областной бюджет при принятии такого решения может получить около 1,7 миллиарда выпадающих доходов. В свою очередь это повлечет за собой урезание некоторых программ по ремонту, строительству, межбюджетным трансферам и многому другому, от чего могут пострадать территории. При этом Серый дом не говорит законопроектам категорическое «нет», а настаивает на том, что законопроекты нужно доработать, чтобы и города, и районы области одинаково выиграли от реформы. Для этого предлагается вернуться к вопросу в следующем году, а не принимать проекты сейчас.
ИА «ИркСиб».