Депутат-антагонист байкальской думы Евгений Валов о том, почему все не очень хорошо.
В последнее время тема алчной власти Байкальска часто всплывает в СМИ. В условиях кризиса глава администрации и председатель Думы находят способы официально повышать себе зарплату, не считаясь с нуждами города и байкальчан. Судьба красивого, туристически привлекательного Байкальска, который никак не может встать на ноги после закрытия БЦБК, небезразлична всем иркутянам, но находится в руках этих людей. Из материалов байкальских коллег мы выявили единственного человека, который еще пытается противостоять системе - депутата Евгения Валова. Не в качестве пиара мы решили узнать о положении в городе у молодого политика, которому еще не лень заглядывать в документы повесток заседаний и который находит в себе силы идти наперекор большинству.
- Евгений Игоревич, как вы попали в Думу Байкальска?
- Не целенаправленно. В 2012 году, когда мне было 27 лет, у нас проходили выборы главы города и депутатов Думы одновременно. Всю свою предвыборную кампанию я направил на победу именно в борьбе за пост главы администрации, но параллельно все-таки зарегистрировался в депутаты. В выборах главы Байкальска из шести претендентов я тогда занял второе место: у Темгеневского было более 60%, у меня – около 30. По своему депутатскому округу я победил и, соответственно, автоматически попал в Думу.
- Вы часто указываете на нарушения в работе Думы и главы города…
- Порой хочется сказать, что Дума наша недумающая. Я не раз спрашивал себя, почему любые проекты и решения, которые связаны с личным обогащением или разбазариванием бюджета, проходят у нас так легко. И нашел три основные причины: во-первых, пять-шесть депутатов изначально зашли с Темгеневским (глава города - прим.ред.) и представляют его интересы; еще несколько депутатов возглавляют муниципальные учреждения и вынуждены быть "на привязи", иначе начинается давление; остальных (некоторых) подкупили бесконечные фуршеты и осознание возможностей личной выгоды с такой щедрой внутренней экономикой. В первые месяцы работы новой власти кучу денег потратили только на удобства администрации: автомобили, мебель и так далее, в то время, как в городе были серьезные проблемы с чисткой улиц от снега, с освещением и много других. Покитко Темгеневский лично представил и предложил на должность председателя Думы. Таким образом, независимых депутатов осталось два-четыре человека.
Нарушения по регламенту Думы выявляются на каждом заседании, ежемесячно. Элементарные перебивания можно считать стратегией по принижению роли неугодных депутатов. Другое дело, что за это нет никакого наказания. Подробно о системе управления и серьезных нарушениях писал и буду писать в своих депутатских отчетах "О деятельности органов местной власти в городе Байкальске" "Голос Байкальска".
- К чему приводит постоянная конфронтация с действующей властью, с коллегами?
- В первый год работы меня лишили возможности высказываться в защиту интересов граждан на три месяца, и я был вынужден обратиться в суд. Постоянно по телефону и лично угрожают, но обращение в правоохранительные органы ничего не дает. С первых месяцев работы стало понятно, что некоторые пришли в Думу совсем не решать проблемы города. За все года жить в Байкальске лучше стали только работники администрации. У нас просто какое-то волчье логово, работать неприятно, атмосфера всегда очень эмоциональная, доходит до драк. Если бы у большинства моих коллег была возможность поднять руки и проголосовать за исключение депутата Валова, они бы это с радостью сделали, но такого закона нет. Было предпринято очень много провокаций, через родственников и СМИ давили, чтобы я сам написал заявление о выходе, но народ меня выбрал, и я должен ему служить.
- Но критика в ваш адрес звучит в том числе и конструктивная. Как вы прокомментируете высказывание главного редактора "Байкальской газеты" Сергея Рабдано, цитирую: "Почему депутат Валов не видит, что за один только прошлый год в городе нашли работу 277 человек? Потому что редко бывает в городе, так как живет в Иркутске? Вот, например, в 2015 году он появился лишь на шести из 12 сессий городской Думы".
- Нельзя сказать, что я совсем не замечаю позитивных изменений. Вот передали бесплатно городу, например, детскую площадку на сумму более миллиона рублей. Правда, администрация до сих пор 200 тысяч рублей на ее установку найти не может, до смешного доходит. В Иркутске же эти площадки на каждом шагу. А в "Байкальской газете" пишут только хорошее и даже преувеличивают, если не нагло врут. Например, когда зарплату глава администрации себе повысил, там это так описали, что Темгеневский оказался чуть ли не самым достойным в городе человеком, единственным благодетелем. Хотя все знают, как жители к нему относятся и меньше чем "сказочником" не называют. А если дали три рабочих места в нашем городе, где после закрытия БЦБК 1,5 тысячи человек остались не удел, так я не считаю, что это большое достижение.
Официальные цифры безработицы - это полнейший абсурд, как в стране, так и в частности в нашем городе. Созданные рабочие места в Байкальске – это тоже только на бумаге. Например, один предприниматель уволил двоих работников и взял со службы занятости 1 человека. По логике вещей стало больше безработных, а в данной статистике пишут +1. Это просто текучка, которая таким вот образом учитывается, а потом мы видим неправильную по сути цифру в 277 человек.
Что касается пропусков, я действительно работаю в Иркутске и много времени провожу там, но Думу пропускал только по уважительным причинам. Если бы я не появлялся просто так, мои коллеги могли бы сделать выговор, но они всегда были поставлены в известность.
При этом хочу отметить, что "Байкальская газета" является муниципальной, на нее выделяется два миллиона в год из бюджета, и она обязана публиковать материалы любого жителя Байкальска, не говоря уже о депутатских. Однако мои "депутатские отчеты" они размещать отказались, еще и раскритиковали содержание на страницах издания. Я считаю, что два миллиона для пиара Темгеневского - это очень много. Местные СМИ вообще в подавляющем большинстве скрывают реальное положение дел в городе. А на ту чушь, которую несет Рабдано, мы еще обязательно отреагируем.
- В интервью от 2012 года вы говорили, что у вас очень много друзей и знакомых, которые вас поддерживают, видят главой города. Остались ли амбиции на пост главы администрации?
- Да, мы до сих пор встречаемся, обсуждаем различного рода проекты, направленные на развитие города. Все эти люди болеют за судьбу родного Байкальска. Возможно, что скоро мы о себе заявим. Конкретной цели по руководству администрацией, мэрству сейчас нет, но на перспективу я об этом думаю, во всяком случае каждый день своей деятельности работаю над программой. Если будет другой достойный человек на это место, я с радостью поддержу его.
- Есть ли у Байкальска, по-вашему, "шанс на выживание"? Что мешает городу в полной мере реализовать все программы по развитию города после закрытия БЦБК?
- Мне не нравится формулировка "шанс на выживание". У Байкальска есть 100% возможности двигаться по тем программам развития, которые у нас есть. В 2012-2013 годах власть создала такие условия, в целях собственного обогащения, что многие предприниматели просто отказывались работать в городе. Сейчас еще накладывается и кризис в стране, и постановление правительства 643 о запрете строительства на берегу Байкала широкого перечня предприятий, и невнимание на федеральном уровне - ведь все несли ответственность за закрытие БЦБК. Глава города должен активнее продвигать город, отстаивать необходимость его развития, благополучия жителей на региональной, российской трибунах. При Темгеневском этого нет и не будет.
Многие жители Байкальска надеются на то, что рано или поздно справедливость восторжествует, и Темгеневский ответит за все свои дела против интересов Байкальска и его жителей, может, даже сядет. А Байкальск, который поскользнулся и упал, обязательно восстановится, и жизнь войдет в нормальное – достойное – русло.
Алена Струнина, ИА «ИркСиб». Фото со страницы Евгения Валова «ВКонтакте».