О любимых авторах и творчестве: писатель Шамиль Идиатуллин встретился с иркутянами на фестивале «Энергия+» (6+)

Шрифт

На паблик-ток с журналистом и писателем пришли десятки слушателей.

Жаркий июль в Иркутске ознаменовался ярким фестивалем культуры «Энергия+» (6+). Событие под открытым небом объединило не только звезд российского театра и кино, но и выдающихся писателей и журналистов. Один из них, Шамиль Идиатуллин, стал почетным гостем фестиваля, организованного компанией Эн+.

Творчество Шамиля Идиатуллина достаточно разноплановое. Писатель работает в, казалось бы, самых несочетаемых жанрах – от подростковой фантастики до криминального триллера. Шамиль дважды становился лауреатом премии «Большая книга» за романы «Бывшая Ленина» (16+) и «Город Брежнев» (18+). Последний вошел в список «100 главных русских книг XXI века» проекта «Полка».

Встреча с писателем на фестивале, который проводит основанный Олегом Дерипаской энергохолдинг Эн+, прошла в формате паблик-ток. В качестве ведущего беседы выступил Сергей Шмидт, иркутский публицист, политолог, доцент кафедры Мировой истории и международных отношений ИГУ. Он не мог оставить без внимания вопрос о том, какие литературные произведения повлияли на творчество Шамиля.

«Если бы не книги, я не стал бы писателем, ведь любой писатель – человек, как правило, читающий», - убежден Шамиль Идиатуллин.

По словам писателя, важную роль в его становлении сыграло творчество Владислава Крапивина. В свое время Шамиль выписывал все журналы, где публиковался детский писатель и поэт. В более сознательном возрасте любимым писателем оказался Виктор Конецкий.

Одним из любимых произведений для Идиатуллина стал роман «Момент истины» Владимира Богомолова – произведение довольно процедурное, усложненное, про контрразведку, про август 44-го. А зацепило в этой книге то, что весь экшен сконцентрирован в последней трети произведения. При этом первые две трети книги оказались для будущего писателя достаточно скучными и размеренными.

«До середины романа оставался в некотором недоумении, потом дошел до концовки, и это выло вау! Решил перечитать, задумался: для чего нужны первые две трети? Обнаружил, что, на мой взгляд, это правильно, поэтому сам такой манеры и придерживаюсь. Значительная часть претензий читателей к моим работам связана с тем, что начало немного вязкое, иногда даже трудное, а потом, в конце, как с обрыва – хочется больше и больше, а уже все. «Где, гад, этому научился?» - спрашивает изумленный и раздраженный читатель, а я коварно ухмыляюсь», - поделился Шамиль.

Литературным дебютом Идиатуллина стал политический триллер «Татарский удар», изданный в 2004 году. С тех пор автор выпустил в свет еще 10 произведений, которые нашли своего читателя. Свою продуктивность и трудоспособность Шамиль объясняет тем, что в 16 лет «по беспощадным жизненным обстоятельствам» стал журналистом.

«В то время я научился очень много и интенсивно писать, научился искать темы, развивать их, собирать фактуру, комментарии. Я занимался этим до 32 лет. Потом с некоторым недоумением обнаружил себя главным редактором. А человек на этой должности, в отличие от корреспондента, не имеет права писать тексты. Ручка и бумага главного редактора – его команда журналистов. Я старался быть хорошим руководителем, однако желание все время писать никуда не ушло. И с этим ничего не поделать, кроме как высвободить все, что накопилось. Какое-то время я пытался с этим бороться, а потом среди ночи сел за компьютер и начал набивать пролог первого романа», - рассказывает Идиатуллин.

Слушателям было интересно узнать, как Шамилю удается выстраивать творческий процесс и совмещать работу главного редактора с писательством. В ответ он говорит, что существенную часть его времени занимает именно журналистика.

«В основном, я либо сижу перед монитором и слежу за новостями, либо сплю. Иногда мне в эти моменты приходят какие-то идеи, которые кажутся очень захватывающими. Я их выписываю и откладываю в сторону. Не люблю процедуру написания, потому что, когда пишу книгу, я отрываю себя от семьи, от нормальной жизни, от сна, поэтому стараюсь максимально это дело отсрочить. Вот так эти записи с идеями, диалогами, сценами копятся. Один из сюжетов меня цепляет, и приходиться погружаться в процесс работы над произведением. Целую на прощание жену, детей, говорю, что ближайшие 1,5 года они меня не увидят, и приступаю к работе. Поскольку я не оставляю работу журналиста, книги пишутся неравномерно», - отвечает Шамиль.

Работа над одним из самых читаемых и масштабных произведений Шамиля оказалась долгой и непростой. Сюжет романа «Город Брежнев» задумывался еще в 2000-е, однако Идиатуллин не раз откладывал написание книги с мыслью «Это сделает кто-нибудь другой». Ждать можно бесконечно – так в итоге решил для себя автор и, спустя 10 лет, приступил к произведению, которое долго не давало мыслям покоя.

Изначально «Город Брежнев» задумывался как повесть под названием «Королевская ночь». Такие «ночи» проводились в пионерлагерях. Шамиль в шутку называет это событие «гендерной войной». Королевская ночь наступала перед закрытием лагерного сезона: дети делились на мальчиков и девочек, вооружались тюбиками с зубной пастой и шли друг друга ею измазывать. К слову, такая традиция сохранилась в детских лагерях до сих пор. Название «Королевская ночь» в итоге получила первая часть книги.

«Когда я сел за «Город Брежнев», понял, что у нас в литературе есть огромная дыра на месте 80-х годов. Вот была советская эпоха, потом наступили лихие 90-е, а ведь самое интересное и важное как раз было в период 80-х. Мы сформировались в этот период. Все эти люди, которые жили своей жизнью, и создали нашу страну – Российскую Федерацию», - восклицает Шамиль.

Роман действительно охватывает большой культурный пласт, содержит в себе невероятное количество знаковых для того времени деталей: картина позднего Советского Союза, пионерлагерь, работа редакции, подростковые драки.

«Вообще я исходил из того, что это будет очень узконаправленная история, она зайдет только тем, кто жил примерно в то время. Сюжет разворачивается в городе Набережные Челны – он раньше назывался Брежнев. И тут выяснилось, что книгу прочитали жители Нижнекамска, Тольятти, Братска, Ангарска, Иркутска, Улан-Удэ. Всех промышленных городов, где взрослые с утра до ночи – на работе, а детям было нечем заняться. Вот так и оказалось, что я, сам того не зная, попал в то больное и тщательно скрываемое место, которое оказалось знакомым всем», - с удивлением рассказывает Идиатуллин.

Как отметил Сергей Шмидт, все, кто не читал «Город Брежнев», но что-то о нем слышал, считают роман предисловием к нашумевшему сериалу «Слово Пацана» (2023). Именно поэтому сам автор произведения, по его словам, долго откладывал просмотр криминальной драмы.

«Мне позвонил продюсер после того, как сериал стартовал, и спросил: «Ты смотрел?». Я честно ответил, что нет и даже боюсь, потому что по сюжету он перекликается с «Городом Брежнев». Есть ощущение, что совпадение не является случайным. Все-таки первую серию я посмотрел, она меня совершенно захватила. Со мной смотрели моя жена и сын, они оба родились в Казани. На следующий день посмотрели вторую серию и на этом решили остановиться. Поняли, что там ничего более или менее радостного не случится. Сериал, конечно, обалденный, он самостоятельный. Многим зрителям есть что вспомнить, есть чем поделиться», - говорит писатель.

Конечно, не обошли стороной и тему искусственного интеллекта. Идиатуллин поделился с гостями своим отношением к ИИ и общественному страху, что однажды искусственный интеллект сможет составить человеку конкуренцию в области творчества.

«В августе выходит сборник «Механическое вмешательство» издательства «Альпина». Там 15 авторов, и я, в том числе, которые пишут рассказ на любую тему в соавторстве с чатом-GPT. Мне стало интересно, потому что это повод достать из ящика один из своих пока нереализованных сюжетов и поработать с ним. Я сделал это с помощью ИИ и понял, что в ближайшие лет 10 мне, по крайней мере, конкуренция не грозит. Да, ИИ может выдавать огромные полотна текста на любую тему, но этот текст будет создан из множества других. Писатель сам создает эти тексты, сам их придумывает. Я говорю не только о писателях, но и художниках, режиссерах, сценаристах. То есть искусственный интеллект просто повторят. Человек творчества создает то, чего до него никто не создавал», - отзывается автор.

Завершилась встреча с Шамилем автограф-сессией. Он не оставил без внимания ни одного гостя, посетившего встречу с писателем. Все желающие оставили на память не только фото с Идиатуллиным, но и приятные воспоминания о событиях второго дня фестиваля «Энергия+».

«Спасибо организаторам, что пригласили на фестиваль таких талантливых личностей. Мне очень откликается творчество Шамиля, оно вдохновляет, но в то же время рождает в голове множество вопросов. О жизни, взаимоотношениях, о нас с вами», - отзывается иркутянка Алина Кравченко.

«Я пришла на встречу с Шамилем вместе с мамой. Мы любим его произведения, особенно захватили «Убыр», «Город Брежнев» и «До февраля». Спасибо Эн+ за возможность ближе познакомиться с писателем, мы получили море впечатлений!», - с благодарностью отмечает Елена.

ИА «ИркСиб», фото Натальи Михеевой.