Строители (с) большой дороги

Шрифт

Почему для самой масштабной дорожной стройки региона гравий добывают незаконно?

 

Для реализации самого громкого текущего строительного проекта губернатора Иркутской области даже гравий добывали незаконно

 

Работы по реконструкции Байкальского тракта в Иркутском районе идут полным ходом. Правительство региона поставило амбициозную задачу – завершить весь объем работ к 30 октября 2015 года. Конечно, на реализацию грандиозного проекта выделили и щедрый объем средств – полтора миллиарда рублей на 3,9 километра трассы. Пока тут и там раздавались саркастические замечания «дОроги нынче стали дорОги», оказалось: подрядчик стройки – Дорожная служба Иркутской области, еще и решил сэкономить на отсыпке – незаконно затарив сотни грузовиков песком и гравием неподалеку от реки Ушаковка. 

 

Копать отсюда и до  обеда

 

Реконструкция Байкальского тракта – сегодня стройка № 1 в Иркутской области. Регулярные бравые отчеты правительства, громкие презентации проектов и работы под вспышками камер. Однако, оказалось, что есть у стройки и «обратная сторона»: одного из подрядчиков прокуратура «поймала» на нелегальной добыче песка и гравия. Как же так получилось и что же происходит на строительстве разрекламированной трассы к коттеджам?

 

Впервые тревогу забили представители комитета городского обустройства. В ходе рейдов по осмотру водоохраной зоны реки Ушаковка, экологи выявили, что там незаконно добывает песчано-гравийную смесь целый караван спецтехники – 5 экскаваторов, 3 бульдозера и сразу 11 грузовиков отечественного и иностранного производства. Аналогичные тревожные сообщения поступали и от жителей Пивоварихи, которые каждый день наблюдали, как вереницы тяжелых самосвалов, груженые землей до отвала, катаются туда-сюда между 10 и 11 километрами Голоустенского тракта. 

 

По словам руководителя управления экологии комитета городского обустройства Владимира Чубука, вся работающая практически без выходных техника работает на реконструкции Байкальского тракта. Экологов возмутил еще и такой факт: наглые добытчики не только копали, где им вздумается, но и сваливали остатки грунта вперемешку с древесиной в пределах природоохранной зоны. Чиновники мэрии тут же оформили обращение в природоохранную прокуратуру Иркутской области.

 

Прокурорская проверка показала: подрядчик решил добывать ПГС, не имея на то необходимой лицензии. Между тем, действующее законодательство предусматривает, что на такие работы компания должна получить специальную лицензию на добычу недр.  Чаще всего дорожники берут ПГС в специальных лицензированных местах добычи – иными словами, покупают ПГС у тех, компаний, которые имеют лицензию и право создавать такие места добычи. В районе Пивоварихи таких лицензированных месторождений сразу несколько. Но они по какой-то причине не заинтересовали подрядчика важной стройки. Природоохранная прокуратура сразу же составила протокол об административном правонарушении – в соответствии с частью 7.3 КоАП РФ. Как сообщил природоохранный прокурор Алексей Калинин, «меры по пресечению незаконной деятельности приняты, изъята спецтехника». 

 

Еще сильнее запахло жареным, когда выяснилось: тот самый участок земли между 10 и 11 километрами, где Дорожная служба устроила себе проезд, - это земли иркутского научно-исследовательского института сельского хозяйства. Это федеральная земля, находящаяся у института на праве бессрочного пользования. 

 

Зачем вам, подрядчик, чужая земля?

 

Сельхозинститут, разумеется, тоже в стороне не остался и стал оформлять обращения в разные надзорные органы – в природоохранную прокуратуру, в прокуратуру Иркутского района и охотно общаться с представителями прессы. Правда, длилось это недолго. Уже сегодня руководство отказывается от каких-либо комментариев, резко заявляя по телефону: «Бумаги передали в ФАНО (Федеральное Агентство Научный Организаций), у них спрашивайте. Всех благ». Весьма странная позиция потерпевшей, в общем-то, стороны. Создалось стойкое ощущение, что на руководство института «надавили».  Не удалось получить информацию и в обеих прокуратурах – там помощники прокуроров, отвечающие за это разбирательство, синхронно ушли в отпуск, а другие комментировать не уполномочены. Что ж, бывает. 

 

Прокуратура подтвердила, что работы в пойме Ушаковки вели незаконно

Кстати, проверяя информацию о том, что изъятая строительная техника не долго стояла без дела, подтвердилась. Спустя очень непродолжительное время ее, действительно, вернули владельцу. По нашим данным, через пару дней после звонка в районную полицию откуда надо. По данным хозяев техники – после уплаты штрафа. 

 

По какой причине на стройке регионального значения, к которой приковано столько внимания, сразу пошли на нарушение закона и воровство гравия? С чьей отмашки на это было дано добро? Ведь по оценкам экспертов за полтора месяца работ с Ушаковки было незаконно вывезено гравия на сумму от 100 до 150 миллионов рублей. Сумму ущерба экологии никто и не подсчитывал.

 

Возможно, это как-то связано с заявлением директора ОГКУ «Дирекция строительства и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Виталия Шишмарева, который на пресс-конференции двухмесячной давности заявил: пересмотра стоимости контракта не будет. Полтора миллиарда – и точка.  Казалось бы, сумма астрономическая, но деньгами целиком распоряжается генеральный подрядчик – «Дорожная служба Иркутской области», где практически каждый квартал меняются генеральные директоры. Отчитывается главподрядчик только перед министерством строительства региона. А каких людей губернатор ставил на эти курирующие дороги должности, вы и сами прекрасно помните. Подрядчики и субподрядчики же должны «сами контролировать и регулировать свои расходы». Даже при условии, что существенно повысились цены на все строительные материалы. Шишмарев подчеркнул: «Подрядчики знали, на что шли. Они должны сами искать выход из такой ситуации». 

 

Видимо Дорожная Служба Иркутской области продемонстрировала один из вариантов такого «выхода». Совершенно очевидно, что не без ведома кураторов из Серого дома, которым неудобно снова наобещать перед журналистами чудес, выделить на проект несчетные миллионы и в очередной раз публично провалить его. Как, например, это происходит с Ледовым дворцом. И с «практически готовым» бассейном в Шелехове. Или со «снесенным сразу после чемпионата мира по бенди дворцом спорта «Труд», а также построенном на его месте прекрасным концертным залом». 

 

Доверие уже подорвано

 

Стоит отметить, что компании из Иркутской области неоднократно становились фигурантами дел, по незаконной добыче природных ресурсов. Самый крупный в истории региона штраф – 352,5 миллионов рублей был предъявлен в 2011 году Восточно-Сибирскому речному пароходству, входящему в холдинг «Истлэнд». Как пишет ИА «Федералпресс»: «Факт незаконной добычи гравия был выявлен в ходе внеплановой документарной проверки ВСРП инспектором Росприроднадзора. «Установлено, что ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» в период с 1 октября 2010 года по 20 ноября 2010 года выполняло работы по добыче песчано-гравийной смести на карьере «Острова Частые» в акватории реки Ангара на территории Иркутского района без разрешительных документов». Правда неизвестно, был ли этот штраф выплачен или дело удалось «замять» после назначения Сергея Ерощенко губернатором Иркутской области, однако экосистеме реки Ангара и местным островам был нанесен значительный экологический ущерб. 

 

Кстати, и из нынешней ситуации региональное правительство пытается выйди уже опробованным способом подгонки желаемого к действительности. Во вторник, 14 апреля 2015 года должен состоятся аукцион на право пользования участком недр местного значения «Мостовой». Конкурная документация по этому аукциону размещена по адресу: www.torgi.gov.ru. Предполагается разыграть лицензию на «участок недр «Мостовой», содержащий песчано-гравийные породы, расположен на территории Иркутского района Иркутской области на левобережной пойме р. Ушаковка, в 7,3 км на северо-восток от пос. Пивовариха». Координаты данного участка как раз точно совпадают с тем местом, где уже сейчас ведется незаконная добыча природных ресурсов.  Видимо, выдав кому надо лицензию, разрешающую в течение 10 лет добыть 500 тысяч кубических метров ПГС, чиновники пытаются скрыть уже возможный причинённый ущерб. Но это уже вопрос правоохранительных органов - ГУВД Иркутской области, Следственного управления Следственного комитета по Иркутской области, Росприроднадзора и Западно-Байкальской природоохранной прокуратуры, которые мы просим данную информацию считать официальным запросом. 

 

Нынешними же незаконными действиями по варварской добыче гравия для «стройки века» ущерб наносится, прежде всего, престижу региональной власти, которая все это затеяла. В то время, как на федеральном уровне прекрасно понимают, что такие действия недопустимы. Вот, например, что заявил первый вице-премьер России Игорь Шувалов на деловом форуме: «Не надо делать ничего, что подрывает доверие. Должно быть, скорее в деятельности правительства, регионов, законодательной власти, мегарегулятора, жесткое сито — не делай ничего такого, что может ухудшить ситуацию, подрывая доверие».

 

Вместо заключения

 

Сергей Беспалов, политолог:

- По поводу происходящего у меня возникает сразу три мысли. Первая. Я не могу найти никакой информации о том, чтобы по строительству этой развязки проводились публичные слушания. Понятно, что в том месте большое движение транспорта и потребность в ней есть, но какая она будет и что она будет развязывать, населению не объяснили. 

Мысль номер два. Эта стройка по своим масштабам очень крупная. Тендер на полтора миллиарда рублей из бюджета прошел как-то незаметно.  Обычно при таких тендерах всегда проходит не все гладко, они сопровождаются скандалами. И третья проблема. На подобных крупных контрактах идет воровство. В расходы вносятся коррупционная составляющая. 

Что касается незаконной добычи гравия, то здесь, на мой взгляд, завуалированное хищение бюджетных средств. Это не просто нарушение природоохранного законодательства, но и признаки мошенничества группой лиц. Естественно, в госконтракт  заложены средства и на необходимое количество гравия, и на транспортные расходы. Ведь там надо ни одну сотню грузовиков этого материала. Соответственно, бензин, масло, и тому подобное. Здесь видна попытка воровства бюджетных средств. И об этом прямо можно говорить.