Выход в свет: Три причины полюбить Лотрека

Шрифт

Один из родоначальников постимпрессионизма удивляет не только портретами, но и своей биографией.

Выставка «Париж-Париж…» французского художника-постимпрессиониста из графского рода Тулуз-Лотреков, мастера графики и рекламного плаката открылась 9 декабря в Иркутском областном художественном музее им. Сукачева. Анри де Тулуз-Лотрек творил в 19 веке и стал одним из главных светских персонажей той эпохи. Чем же заслужил «Маленький Анри», воспевающий кабаре и самоотверженных артистов, такое признание? Возможно, что иркутянам немного легче раскрыть этот секрет…

Родственный иркутянам дух Парижа

Город-мечта отразился в картинах Тулуз-Лотрека не в виде пейзажей и традиционных портретов всемирно известных достопримечательностей. На выставке можно увидеть и почувствовать намного больше – сам дух французской столицы. А какой иркутянин отказался бы на несколько мгновений ощутить себя парижанином?

«В 19 веке было общепризнанное понятие, что Иркутск - это сибирский Париж. И это говорилось не в шутку или из лести. Поэтому для иркутян это не абстракция, а что-то родное. На выставке можно почувствовать дух Парижа, бурлеска, Монмартра. Это настроение в простой, на первый взгляд, а на самом деле очень сложной и тончайшей работе литографии и выразил Лотрек», - рассказал директор Иркутского областного художественного музея им. Сукачева Александр Гимельштейн.

Однако Париж – это не только легкая таинственная романтика и красота, это еще и бесконечный «пир во время чумы». Тысячи артистов, отчаянных женщин и знатных аморальных богатеев стекались сюда для удовлетворения своих простых и низменных потребностей. Волею судеб Анри де Тулуз-Лотреку пришлось провести в этом городе всю жизнь и, пожалуй, он, как ни один из художников, смог наиболее глубоко проникнуться сутью Парижа.

Искусство праздника и грехопадения

«Через физическое уродство и преднамеренное разрушение плоти в произведениях Тулуз-Лотрека происходит поиск движущих душевных сил человека. Так за масками актрис, танцовщиц и жриц любви скрывается тотальная потерянность, усталость и сердечность выброшенных на окраину жизни женщин», - напишет позже французский писатель Анри Перрюшо в книге «Жизнь Тулуз Лотрека». Такая любовь к голой правде и шокирующим открытиям заставляла художника посещать все публичные места и заводить знакомства с самыми эпатажными персонами светского Парижа. Одной из излюбленных его моделей была танцовщица и клоунесса «Мулен Руж» Ша-Ю-Као. Лотрека поражал ее выбор мужской профессии - клоуна. Была у женщины и еще одна особенность – она не скрывала своих лесбийских наклонностей.

«Он одинаково любил посещать и кабаре, и театр, и цирк, и бордель. Всех своих моделей он любил и боготворил. На первый взгляд оригинальные фото женщин (все они также представлены для сравнения на выставке – прим. ред.) и их портреты не совпадают, но там всегда чувствуется внутренняя доброта и теплота. Кроме того, независимо от личности, все картины – это очень стильные французские рисунки, - рассказывает искусствовед, заместитель генерального директора Иркутского областного художественного музея им В.П. Сукачева Татьяна Огородникова. - Лотреку также удалось благодаря своему мастерству и глубокому проникновению в личность артиста сделать афишу лицом Парижа».

Творчество художника не принимали только родственники Тулуз-Лотрека. Когда он дарил им свои портреты, они просили их не подписывать, а мать, на вопрос «Кто самый лучший художник?», всегда отвечала – только не мой сын. Его называли «гением уродства», и он был благодарен за такую оценку. Что же заставляло известного художника, происходящего из графской семьи оставаться таким скромным и увлеченным другими, часто падшими людьми?

Личная драма – окно в несовершенство мира

Об уродстве Лотрек знал не понаслышке не благодаря своим изучениям отклонений общества. С детства он привыкал жить с большим физическим недостатком – ноги Анри перестали расти из-за частых переломов. Исследователи графского рода Лотреков винят в хрупкости костей художника кровосмесительный брак его родителей, которые приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Анри стойко справлялся со своим недугом: имея рост всего 158 см, он часто подшучивал сам над собой. Например, поднимаясь в кабаре по стулу на бар, он говорил: «Даже если я поскользнусь, мне недалеко падать». Женщины испытывали к нему теплые чувства, называя его «Маленький Анри», но супругу он так и не нашел и очень много пил.

Как ни странно, но именно эти факты биографии художника больше всего интересуют зрителей. Многие считают, что его необычайный талант и способность в уродливом видеть прекрасное – следствие собственных мучений Лотрека.

«С Лотреком я познакомилась еще будучи студенткой Иркутского училища искусств. Я училась на музыкальном отделении. Лотрек как художник идеально воплощает канкан. Невозможно также пройти мимо его иронии, французского юмора. А какая интересная у него судьба. Ведь человек не сломался, нашел себя, и все до сих пор с восторгом смотрят на его творения, - рассказывает посетительница выставки, музыкант Ирина Сидорова. - Выставка дает импульс молодому поколению познакомиться с чем-то новым, талантливым, а главное, по-настоящему интересным. Хочется поблагодарить художественный музей за то, что так прекрасно оформили выставку, осветив биографию и основные этапы творчества художника».

Алена Струнина