Не процветаем

Шрифт

Накануне правительство России озвучило рейтинг наиболее эффективных субъектов федерации в 2014 году. При оценке принимаются во внимание уровень развития экономики, социальной сферы, а главное – мнение живущих в регионе людей. Борьба за первые места среди регионов идет жесткая. Ведь, помимо повышения авторитета местных властей, регионы еще получают бонусы в виде дополнительных траншей из федерального бюджета. Сейчас озвучен топ из двадцати регионов. И, к сожалению, Иркутская область в нем даже не упоминается. Почему? Мы решили в этом разобраться.

Рейтинг рейтингу рознь

Правительственный рейтинг эффективности регионов считается наиболее серьезным при оценке федеральной властью работы губернаторов на местах. Его результаты под лупой разглядывают в министерстве экономического развития, а затем он с аналитической справкой оказывается на столе президента. Документ дает наиболее объективную картину происходящих процессов во всех субъектах федерации. И он нужен не для галочки, а для выводов руководства страны. Сейчас обнародована двадцатка регионов, руководство которых работало наиболее эффективно в 2014 году. 

- Данный рейтинг полезен как в самих регионах, поскольку местная власть уделяет повышенное внимание самым острым проблемам, так и для федерального центра, потому что эти цифры четко показывают, кто умеет работать, - отметил председатель правительства Дмитрий Медведев. 

По результатам оценки, 43 субъекта улучшили свои позиции (три — не изменили, 37 — ухудшили). 20 регионов выделены в число лидеров, из них 15 эту позицию занимали и годом ранее. Первое место сохранил Татарстан, за ним следуют Чечня и Ингушетия, Воронежская и Липецкая области, Санкт-Петербург. Эксперты отмечают, что методика оценки регионов правительством недавно была усовершенствована. Тщательному анализу подвергаются социально-экономические показатели региона на основе данных, полученных из разных источников. Этим вплотную занимается минэкономразвития, второй блок наиболее непредсказуем и опасен для региональных руководителей. Дело в том, что он формируется на основе независимого опроса населения. Правительство не доверяет местным властям, и поэтому опрос поручили проводить не кому-нибудь, а федеральной службе охраны. В отчете этот блок фигурирует как параметр удовлетворенности. 

По мнению экспертов, в двадцатку лучших Иркутская область не вошла, ее не назвали на заседании правительства и среди тех, что улучшили показатели. Полный текст рейтинга появится где-то через месяц на сайте минэкономразвития. Если говорить о прошлогоднем рейтинге, то Приангарье было на 53 месте. Не все было хорошо с параметром удовлетворенности -- жители области при опросе положительно оценили работу системы образования, зато резко провальной назвали деятельность ЖКХ. За 2014 год можно с уверенностью сказать, что неудовлетворительную оценку люди поставят власти еще и за здравоохранение. Сигнал об этом поступил на одном из недавних заседаний в Сером доме, где за ухудшение дел в медицине критике подвергся министр здравоохранения Николай Корнилов.  

Кнут и пряник

Руководители регионов стремятся улучшить свое положение в этом рейтинге. Помимо всего прочего, наиболее эффективные субъекты федерации в качестве бонуса получают дополнительные транши из федерального бюджета. 

Как сообщает газета «КоммерсантЪ», в прошлом году общий фонд грантов составил 5,3 млрд руб., а еще годом ранее каждый из 20 победителей получил от 243 до 325 миллионов рублей в зависимости от места в рейтинге. 

При изучении доклада президент Владимир Путин внимательно изучает ту часть, где расписаны выводы по результатам опроса населения. Так, в 2012-2014 годах больше всего довольны руководством были жители Чукотки, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского АО, Тюменской области и Чечни. Жители Иркутской области среди удовлетворенных деятельностью власти не значились.  

«Коммерсант» отмечает, что несмотря на экономический акцент в критериях эффективности, рейтинг влияет на политические перспективы руководителей. Так, глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров (по итогам рейтинга население выразило ему слабую поддержку) заявил, что не пойдет на новый срок. А глава-"старожил" Тамбовской области Олег Бетин, которому прочили отставку по выслуге лет, подтверждает свою позицию в топ-20 оценки эффективности. 

Почему мы хуже?

Что же мешает властям Иркутской области не топтаться годами во второй половине рейтинга, а перейти в разряд лидеров? Похоже, самоуверенность и отсутствие долгосрочных перспективных планов развития региона. К сожалению, нормой стали постоянные разговоры о потенциале Иркутской области, о безграничных перспективах роста. Тот же заявленный и раскрученный СМИ красивый тезис о «второй индустриализации», возможно, когда-то и воплотится. Но когда? Условия для его реализации имеются, но дальше разговоров дело не идет. Где работы по масштабным федеральным проектам: «Сила Сибири», ВСТО-2, БАМ? Основным фактором привлекательности нашего региона до сих пор остаются дешевые энергоносители. Однако даже несмотря на этот очевидный козырь инвесторы предпочитают открывать производства за пределами Иркутской области.

Промышленность в упадке. Не сходятся громкие заявления с делом и в развитии сельского хозяйства. Аграрии говорят, что село по-прежнему не привлекательно для серьезных инвестиций. Число успешных хозяйств остается крайне незначительным, а потребности населения Иркутской области в мясе и овощах наполовину удовлетворяются за счет ввозимого из других регионов продовольствия. 

А что до рейтингов и мнения населения, то здесь все просто – жители области начинают понимать, что власть население, увы, ни во что уже не ставит.