Образцовое предприятие

Шрифт

Индивидуальный предприниматель из Ангарска Сергей Крюков с 2011 года занимается производством современного светодиодного оборудования.

И если в продукции у него, возможно, и есть конкуренты, то в кадрах точно нет. ИП Крюков — это единственное предприятие Приангарья, коллектив которого на 100% состоит из инвалидов. За 4 года через фирму Крюкова трудовую адаптацию прошли 25 работников. Сергей Михайлович уверен, что достижений было бы еще больше, если бы посильную поддержку оказывали власти. Несколько грантов Крюков выиграл только благодаря настойчивости - получить большую помощь мешает ряд факторов. О них, а также о том, каково это - быть надеждой для десятков тысяч человек с ограниченными возможностями - расскажем сегодня.

Жизнь Сергея Михайловича кардинально изменилась 12 лет назад - на производстве мужчина потерял обе руки, получил I группу инвалидности. После трагедии был период депрессии, но его Крюков перенес довольно легко. Спасла неуемная тяга к жизни и труду.

Сергей Крюков:

- В нашем обществе процветает философия потребления. Вот я и решил пойти иным путем, начав отдавать свои знания и умения людям, городу, всем желающим. Тем более, что силы есть. При поддержке своего друга Максима Давыдова и других инвалидов в 2011 году я зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, мне хотелось создавать полезные для общества вещи. Светодиоды, которые только начали поступать на российский рынок, тогда показались нам отличным вариантом. Но начинали мы с малого - денег на оборудование и материалы не было, поэтому занимались мелким ремонтом. Прямо у меня на кухне собирали светодиодные светильники, чинили знакомым бытовую технику. В 2013 году городская администрация выделила нам помещение на окраине, находимся мы на втором этаже. Разумеется, никаких условий для инвалидов-колясочников там не было и нет. До сих пор они поднимаются по лестнице с чьей-то помощью или ползком.

Тогда, в самом начале пути, Крюков столкнулся с проблемой, существующей и по сей день – налогообложением. Оказалось, что для такого специфического бизнеса, как у него, нет никаких поблажек – налоги они платят наравне со всеми. Льготы когда-то были, но их отменили больше 10 лет назад. С тех пор ничего не улучшилось - областные власти не озадачились этим вопросом. В некоторых других регионах дела обстоят иначе. Местами, например, предприятия, где работают инвалиды, семь лет не платят налог на прибыль.

Излечение трудом

В Ангарске на официальном учете состоит около 26 тысяч инвалидов. И для мужской части, не желающей сидеть на месте, предприятие Крюкова – настоящая отдушина. К нему все приходят с одинаковыми желаниями – не только заработать и набраться новых знаний, но и пообщаться с людьми. Так и говорят: «Устали сидеть дома». Работа в коллективе для инвалидов - самая настоящая психологическая помощь, поэтому государство предусмотрело программы, по которым места для них предоставляются в различных предприятиях, центр занятости постоянно ведет мониторинг. «Но фирм, решившихся принять на работу инвалида, у нас фактически нет – отмечает Крюков. - Для каждого такого работника нужно разработать индивидуальную программу реабилитации, оборудовать рабочее место. Предусмотреть ненормированный рабочий день. Кому же нужен работник, трудящийся по 4 часа? Да с ним же хлопот больше».

У Крюкова другой подход. Он относится ко всем с пониманием и терпением. Иногда новому сотруднику по 20-30 раз приходится повторять одно и тоже. Но Сергей Михайлович уверен, что часть диагнозов инвалидам поставлена медиками наотмашь - с человеком когда-то просто не захотели заниматься. «Показательна ситуация с моим работником Даниилом, который 3 года назад пришел к нам, - приводит пример Крюков. - У молодого человека всего два класса образования, его отчислили из школы, сказали, что необучаем, диагноз поставили. Но у парня всегда была тяга к кружку юных техников, он посещал его в юности, это и привело его к нам. Он с азартом погрузился в мир светодиодов, теперь является одним из ведущих специалистов. В чем-то он уже лучше меня!»

Кроме Даниила, в коллективе Крюкова сейчас трудятся еще 9 человек, двое из них инвалиды-колясочники. Однако штат время от времени обновляется – предприниматель признается, что не все готовы получать скромную зарплату. Но о том, что заработки будут невелики, Крюков каждому объясняет при приеме на работу. Причина проста – все деньги вкладываются в производство и расширение.

Помощь есть, но ее нет

«В 2013 году удалось получить грант от Губернского собрания, - объясняет предприниматель. – Он давно потрачен на инструменты, материалы, оборудование. Теперь перед нами стоит задача расширять предприятие, вернуть к нормальной жизни как можно больше людей с ограниченными возможностями».

Планам, вероятнее всего, удастся сбыться. Раньше контора Крюкова занималась частными заказами, теперь инвалиды отрабатывают договоры со школами, спорткомплексами, магазинами. Покупателей привлекает низкая цена изделий и хорошее качество. Сейчас в партнерстве с одним уральским алюминиевым заводом планируется изготавливать уличные светодиодные светильники. Стоимость продукта Крюкова - менее восьми тысяч рублей, у других - в два раза дороже.

Не привыкший просить помощи Сергей Михайлович не позволяет себе, пользуясь моментом, обратиться к спонсорам и другим неравнодушным. Изо дня в день он пропадает на работе, не только участвуя в трудовом процессе, но и занимаясь другими нуждами инвалидов. Кроме того, Крюков – общественник. Он состоит в Ангарской городской общественной организации трудовой реабилитации инвалидов.

Сергей Крюков:

- Благодаря включенности в общественную жизнь я у знал об областной программе «Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Иркутской области». По ней из бюджета организациям выделяются деньги на оборудование рабочего места инвалида. Суммы разные - от 65 до 100 тысяч рублей. Но что же получается при ближайшем рассмотрении? Субсидия из областного бюджета выделяется в форме возмещения затрат. То есть после того, как фирма уже все купит, смонтирует, установит. Свободных средств в размере 300 тысяч рублей, а именно 3 места для инвалидов мне необходимо оборудовать, у меня нет. Кредит мог бы стать выходом из положения, но так просто его инвалидам-предпринимателям никто не дает - только под залог или с поручителем. Ни того, ни другого у меня нет. Выходит, что поучаствовать в такой программе мы не можем.

Пример Крюкова нужен для красивых отчетов

Составляя программы финансовой помощи предпринимателям-инвалидам, областные законодатели и министерство труда и занятости региона еще раз продемонстрировали свою негибкость. Зато про ангарского предпринимателя вспоминают по мере необходимости, когда нужно рисовать красивые отчеты о продуманной социальной политике в Иркутской области.

Сергей Крюков:

- То и дело раздаются звонки из городской администрации, аппарата губернатора. Даже из Всероссийского общества инвалидов звонят. Все спрашивают, можно ли ваше предприятие указать в отчете, статье… Я никому не отказываю - пусть упоминают. У меня только одна просьба всегда ко всем – пересмотреть сложившийся подход к поддержке инвалидов. Почему-то подавляющее число местных грантов и субсидий нацелены на какие-то мероприятия: конкурсы, концерты, соревнования, чаепития. Да, я согласен – для пиара это отличные мероприятия. Виден результат, легко отчитаться за бюджетные деньги, но эффект от таких трат всегда краткосрочный. На мой взгляд, стоит вкладывать в постоянную деятельность, в которую мы, инвалиды, сможем включиться без привязки к конкретной дате, событию.

Крюкова недавно в очередной раз пригласили на круглый стол «Доступная среда, как условие соблюдения Конституционных прав людей с ограниченными возможностями». Общественник и предприниматель не стал, как большинство, говорить о безоговорочном благополучии Ангарска. А сказал, что сделано в этом направлении крайне мало. Примеров тому масса - в городе приемку легко проходят дома без пандусов, нет специализированной спортивной школы для детей-инвалидов, зато есть проблемы с транспортом. Сергей Михайлович рассказал и о том, как в апреле сотрудники городской администрации попросили общество инвалидов предоставить на майскую эстафету инвалидов без видимых физических недостатков. Упомянул и о проблеме своего маленького предприятия, на рабочее место в котором колясочнику в одиночку просто не попасть. Была реплика и об отсутствии посильной помощи такому уникальному коллективу.

За круглым столом, который собрал представителей городской и областной администраций, министерств и ведомств, к сожалению, не нашлось ни одного участника, кто ответил бы на замечания Крюкова.