Выход в свет: «Манифест ТРИВА»

Шрифт

Выставка группы запрещенных фотографов открылась в арт-галерее «DiaS».

В арт-галерее «DiaS» открылась выставка работ первой в СССР официально зарегистрированной творческой группы фотографов ТРИВА, которые на рубеже 70–80-х годов работали при Кузнецком металлургическом комбинате. В 1982 регистрацию группы аннулировали, а фотографов уволили с работы за «очернение социалистического образа жизни». Все дело в принципах работы группы. Фотографы ТРИВА - Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов не признавали постановки, ретуши и кадрирования отснятого материала, поэтому на фоне счастливых постановочных кадров, к которым привыкли в СССР, их правдивые фотографии из жизни казались чем-то непристойным.

«В сети есть декларация датской группы «Догма», которую в свое время возглавлял Ларс фон Триер - известнейший режиссер, - рассказывает директор Сибирского филиала Государственного Центра Современного Искусства Вячеслав Мизин. - И она повторяет идеи ТРИВА - никакой постановки, съемка открытой камерой, монтаж минимальный. Но только на десять лет позже».

С 1982 года у группы не было общей выставки, хотя все ее члены активно работали и выставлялись поодиночке. В архивах фотографов сохранились десятки тысяч снимков, 200 из которых вошли в экспозицию «Манифест ТРИВА». Это первая выставка творческой группы за более чем 30 лет. Она уже побывала в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Томске и Красноярске.

На фотографиях Владимира Воробьева, Владимира Соколаева и Александра Трофимова предперестроечная жизнь показана такой, какая она была, со всеми прекрасными и ужасными моментами, которые порой причудливо сплетаются на одном снимке. Вот перед нами сценка на автовокзале. Люди заняты своими делами в ожидании автобуса: в стороне двое пенсионеров задумчиво смотрят вдаль, супруги едят мороженое, вокруг гуляет молодежь, а прямо у них под ногами лежит мужчина. Что с ним? Пьян? Без сознания? Мертв? Люди не обращают на него внимания. Видно, что такие картины для них не редкость.

«У меня к этой выставке двоякое отношение. С одной стороны, она вызывает ностальгию и приятную тяжесть в душе, а с другой - это было жестокое время и это очевидно на многих фотографиях. Я уверена, что выставка вызовет серьезный резонанс и будет интересна всем», - отметила директор арт-галереи «DiaS» Диана Салацкая.

На экспозиции много снимков из жизни обычных заводских работяг, показан их тяжелый, опасный труд и простой быт. Вот фотография мужчины с часами. Она кажется постановочной и странной, но это не так. На ней изображен мастер, который чинил цеховые часы. Он опьянел от газа, который местами выделяется у коксовой батареи, и вышел на воздух прийти в себя. Тут его и снял проходивший мимо Владимир Воробьев.

Эти фотографии замечательны тем, что полностью лишены украшательств и спецэффектов. Они словно открывают окно в прошлое, показывают его живым. Здесь нет картинных поз, натянутых улыбок - все эмоции настоящие.

У кого-то выставка вызовет тоску по ушедшей молодости, у кого-то воспоминания о дворовом детстве без компьютеров и айфонов, у кого-то страх или отвращение. Но от нее не оторвешься, пока не досмотришь до конца. И если есть эмоциональное определение у искусства, то, возможно, оно и должно быть таким - противоречивым и притягательным.

ИА «ИркСиб».