Михаил Щапов: Позицию Дмитрия Медведева по Байкалу нельзя назвать удовлетворительной

Шрифт

Депутат предлагает выработать единую политику и стратегию в отношении уникального озера.

На очередном заседании Государственной Думы РФ депутат КПРФ Юрий Афонин спросил у премьер-министра Дмитрия Медведева, какие комплексные меры правительство намерено принять для решения проблем Байкала. На это глава кабмина ответил, что необходимо принимать меры по недопущению деградации природных ресурсов озера.

«Необходимо, чтобы все было в одних руках, ровно поэтому было создано Байкальское управление Росприроднадзора для того, чтобы следить за ситуацией вокруг Байкала и выдавать необходимые предписания, — подчеркнул Медведев. — Именно поэтому этой темой и соответствующей программой занимается Министерство природных ресурсов. Оно и должно отвечать за ее реализацию. Были выделены средства, порядка 30 млрд рублей, на перепрофилирование и закрытие БЦБК. Сейчас эти процедуры позади, но, в то же время, работы, направленные на минимизацию накопленного экологического ущерба, необходимо продолжить. Средства, которые были на это выделены, необходимо окончательно освоить — создать и новые социальные объекты, и новые туристические объекты, и, в то же время, не допустить деградации биосферы, которая сложилась вокруг озера. Поэтому эта работа по ФЦП будет продолжена Министерством природных ресурсов. В настоящий момент готовятся поправки  к программе и поправки к закону об озере Байкал».

Депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов назвал неудовлетворительным ответ Дмитрия Медведева на вопрос о проблесках Байкала.

«Как мы услышали, Дмитрий Анатольевич считает, что Байкальского управления Росприроднадзора и Министерства природных ресурсов достаточно для формирования единой политики в отношении озера, - отметил Щапов. –  На практике мы видим, что вопросами Байкала занимается сразу несколько министерств и ведомств правительства, и согласия между ними нет».

В качестве примера депутат приводит различие позиций Минприроды и Минсельхоза в лице Росрыболовства по вопросу запрета вылова омуля. Минприроды по позиции ближе к проблемам жителей прибайкальских территорий, но решение принимает Минсельхоз.

«Таких примеров можно привести десятки, — подчеркивает парламентарий. — Иногда противоречия между постановления и решениями правительства доходят до абсурда, когда у мэра района на руках появляются сразу два представления прокуратуры: одно с требованием предоставить инвалиду землю под строительство жилья, другое — с запретом на выделение участка. И оба опираются на правительственные решения, постановления и федеральное законодательство. Такая политика приводит к тому, что и сохранение озера находится под вопросом, и жизнь людей на побережье делается практически невозможной: нельзя заниматься предпринимательством, сельским хозяйством, рыбной ловлей, строить объекты социального значения и жилье».

По поводу предложения главы правительства внести поправки в закон о сохранении озера Байкал, депутат констатирует, что закон, принятый в конце 90-х годов, морально устарел и на уровне концепции слабо учитывает вопросы развития туризма на Байкале, интересы местных жителей и вопросы сохранения байкальской природы и самого озера.

«В целом закон имеет общий, рамочный характер и отдает регулирование статуса озера и прибрежных территорий на уровень постановлений и решений правительства, у которого единой политики в отношении Байкала нет. Поэтому закон нуждается не в правках, а в серьезной переработке, возможно в принятии нового закона с принципиально новой концепцией. Мы предлагаем начать серьезную подготовку предложений по формированию единой политики и стратегии в отношении озера Байкал, которая будет учитывать и его уникальность как природного объекта, будет направлена на сохранение его экологии и первозданной чистоты, при этом будет учитывать интересы местного населения и подготовит основы для использования этого ресурса в будущем», — заключил парламентарий.

ИА «ИркСиб».