Социальная гостиница помешала иркутской власти

Шрифт

Куда пойдут 50 бездомных сирот, включая малышей?

 8 апреля прошло внеочередное собрание Общественной палаты Иркутской области с представителями общественности Ангарского муниципального образования. Темой, требующей безотлагательного обсуждения, стало закрытие социальной гостиницы для бездомных мам из числа сирот 1 апреля 2015 года. По мнению Анны Садовской, директора ангарского благотворительного фонда «Семьи - детям», одного из организаторов общественной социальной гостиницы для бездомных сирот, на это их вынудило министерство соцразвития, опеки  и попечительства Приангарья. Куда теперь пойдут 50 обитателей пристанища (включая новорожденных детей) сегодня – неизвестно.

История проблемы, или Как мы докатились до такой жизни

В 2012 году в Ангарске на базе благотворительного фонда «Семьи - детям» силами общественности АМО открылась единственная в Иркутской области общественная социальная гостиница для бездомных сирот. Необходимость открытия такого учреждения продиктована деятельностью фонда: в ходе проведения различных социальных благотворительных программ сотрудники фонда встречали все больше выходцев из детских домов, которым негде жить. После открытия гостиницы ее содержание взяли на себя попечители-общественники и семьи-наставники. В 2013 году по распоряжению губернатора гостинице выделили три социальные ставки с окладом 4300 рублей каждая. 

В 2014 году Законодательное собрание направило Анну Садовскую в Общественную палату Иркутской области, где ее избрали председателем комиссии по развитию гражданского общества. На заседаниях комиссии рассматривались проблемные вопросы сирот с участием прокуратуры, уполномоченного по  правам ребенка и Следственного комитета Иркутской области, профильных министерств и ведомств. Результатом  стало то, что 15 сирот нашли дом. Оперативно, без проволочек.

В феврале 2015 года без предупреждения с проверкой в социальную гостиницу  приехала Татьяна Краснопольская, начальник контрольно-ревизионного отдела министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Анне Садовской, имеющей за плечами педагогическое образование и несколько специализированных курсов по поддержке сирот, Краснопольская в глаза высказала, что работники гостиницы делают нужное дело. А в отчете написала, что профессиональный уровень работников социальной гостиницы не соответствует требованиям. Более того, она посчитала деятельность общественного учреждения незаконной. Напуганный работодатель (ставки проводили через государственный центр реабилитации в Майске) посоветовал сотрудникам гостиницы, в том числе и ее организаторам - Анне Садовской и Ольге Красновой – уволиться по собственному желанию. Женщины добровольно-принудительно это и сделали. 

Возмущенная таким положением дел Анна Садовская вынесла проблему на обсуждение Общественной палаты  Иркутской области.

Помогать сиротам незаконно?

И эта вдруг всплывшая тема очень не понравилась министру соцразвития региона Владимиру Родионову. Он сразу обозначил, что никакой помощи общественным организациям в государственном бюджете не предусмотрено. «Когда Анна Садовская открывала благотворительный фонд, она прекрасно понимала, на какие деньги будет его содержать», - сказал Родионов. Весьма циничное заключение. Особенно учитывая, что силами социальной гостиницы заполнялись как раз пробелы государственного обеспечения прав сирот. Кроме того, глава министерства обратил внимание общественности на то, что отчет Краснопольской – это внутренний документ ведомства и он не должен быть доступен сотрудникам социальной гостиницы. А теперь вот приходится сидеть и обсуждать. 

Затем Родионов стал приводить примеры многочисленных фондов в Иркутской области, которые помогают незащищенным слоям населения и которые также ждут поддержки. А позже и вовсе ошарашил собравшихся предположением, что Садовская отмывает государственные деньги: «Всем нужна помощь. Но я должен быть уверен, что эти деньги не отмываются. Это же уголовное дело, меня могут посадить». «Лучше бы туда посадили, чем в министерство», - ответил шепотом кто-то из собравшихся. 

Но тут же зампредседателя Общественной палаты  Леонид Выговский, который вел заседание  и также со скепсисом отнесся к обращению Садовской, поправил министра, сказав, что недоверия к ее деятельности нет: «Все мы знаем этого товарища, работаем с ней давно. В том, что Анна Вячеславовна выполняет и даже перевыполняет свои задачи честно, никто не сомневается»

К чему бы прицепиться

Видимо, осмыслив сказанное, Родионов чуть позже отказывался от своих слов про «отмывание», ссылаясь на то, что имел в виду этические нормы, когда деньги социальных работников попадают в руки руководителей фондов. Министру, наверное, тяжело понять, что сами руководители там и работают. Причем с рассвета и до полуночи. Потому что других сотрудников в гостинице просто нет. При этом сам ревизор Краснопольская, чей отчет внезапно попал в руки общественников, отметила, что ей на самом деле не хватило только некоторой информации в отчетах сотрудников социальной гостиницы. Родионов тут же поддержал коллегу, подметив, что, являясь руководителем фонда «Семьи - детям» и работником гостиницы, Анна Садовская, должно быть, не справляется со своими обязанностями. На что Садовская парировала: «Почему нельзя было сразу сказать, чего не хватает? Мы бы все бумаги поправили за месяц»

Закончил свою речь министр и вовсе неожиданно: «Мы часто обращаемся к вам, потому что у вас возможностей больше в решении социальных проблем, вы не ограничены рамками законов»

«Не помогаете, так хоть не ломайте»

Работа трех сотрудников гостиницы не имеет стандартного графика. При окладе в 4300 рублей (с премиями и надбавками выходит около 7-8 тыс. рублей) находиться с  сиротами необходимо до 12 часов ночи. Неудивительно, что желающих занять это «теплое» местечко не нашлось ни одного. Анна Садовская и Ольга Краснова, организаторы и сотрудники  гостиницы, взяли эти ставки на себя и каждую копейку от зарплаты вкладывали в содержание сирот: еду, одежду, лекарства, проезд, оплату штрафов при восстановлении документов, не говоря уже об оплате коммунальных услуг, на которые не хватало даже денег попечителей и администрации города. Это подтвердили и все присутствующие на собрании общественники Ангарска. Вячеслав Иванец,  депутат думы АМО и попечитель фонда,  сказал, что сотрудники гостиницы ежеквартально отчитываются в расходовании средств. А Алла Жук, член Общественной палаты АМО, посетовала, что Садовская вкладывает в содержание гостиницы намного больше своих денег и сил, чем предусмотрено ставками. Из-за такого графика работы у нее нет времени даже на свою семью. «Вот бы такую отдачу увидеть в органах попечительства», - добавила  Жук. На эту реплику представители органов попечительства не ответили.

«Я попрошу сразу разграничить понятия:  есть фонд «Семьи - детям», который реализует свои благотворительные программы за счет конкурсов и грантов. Ему не нужны ставки соцработников, - отметила Садовская.  – А есть социальная гостиница, которая появилась  вне уставной деятельности фонда как жизненная необходимость благодаря общественности города, людям, которые не могли пройти мимо чужой беды. Последний год у нас все больше мам с маленькими детьми. Сюда же приходят и несовершеннолетние сироты, которые пострадали от жестокого обращения, или их обманули и незаконно продали жилье, или опекуны не поставили их на очередь, или постоянно задерживают стипендию. В 2014 году у нас сложились конструктивные отношения с властью, особенно муниципальной, и наша деятельность воспринималась как  значимая помощь. Но чем больше жалоб и проблем сирот общественность выявляет и рассматривает, тем сильнее невольно она становится оппонентом власти. Не надо пытаться нас смести, потому что шила в мешке не утаишь. Рано или поздно проблемы прорвутся, и будет всем плохо – и власти, и гражданам. Мы не хотим ни с кем конфликтовать, решение проблем сирот – наша общая задача. И если вы не помогаете, так хоть не ломайте!».

Каково это быть бездомной сиротой?

За 2014 год через гостиницу прошли 120 бездомных сирот – им оказали психологическую и юридическую помощь, устроили на работу и учебу, помогли добиться получения жилья и документов. Главное  - научили самостоятельно решать свои проблемы, становиться активными членами общества, понимать труд и дисциплину. Именно такая система работы с детьми-сиротами требуется от государства сегодня, считает Анна Садовская. Потому что, выходя из детских домов, сироты теряются в социуме, они думают, что им все вокруг должны, они не умеют обеспечивать себя и ценить и те крохи, что дает им государство. Так они становятся ворами, пьяницами. Органы соцопеки отмахиваются от них, как от недостойных. Хотя все, что требуется, чтобы не допустить этого – обычное человеческое участие. Это как раз то, что не могут дать ни министр Родионов, который скорее признает отмывание денег помощницами сирот, чем согласиться с тем, что женщины проводят необходимую работу, ни контролеры, которые пишут отчеты для своего внутреннего министерского пользования и очень расстраиваются, когда они всплывают наружу.  

«Например, недавно к нам полиция привезла молодую маму-сироту с  месячным ребенком. Мама уже отсидела в тюрьме, там и родила. И не нашлось ни одного госучреждения, куда бы ее можно было определить. Ее проблемами некому заниматься, кроме полиции. У нее нет ни паспорта, ни свидетельства о рождении ребенка. И что в таком случае - ребенка в детский дом, а маму  на улицу? - спрашивает Анна Садовская. - Сейчас эта женщина с ребенком живет у нас в социальной гостинице,  никаких социальных выплат не получает - у нее нет прописки, но она  подрабатывает продавцом в киоске, пока другие мамы помогают  присмотреть за её малышом. Мы помогли ей собрать вещи для ребенка, дали кроватку, подгузники, лекарства, предметы быта, моющие средства».

Как у сотрудников министерства язык поворачивается назвать такую деятельность незаконной? Зато совсем иначе считают общественники и множество организаций, которые готовы помогать людям, попавшим в тяжелую ситуацию. Об этой помощи благотворительный Фонд "Семьи - Детям" охотно рассказывает на своей странице в Фесбуке.

P.S.: Что делать дальше? Анна Садовская не знает. Есть два варианта: срочно расселить 50 постояльцев гостиницы по съемным квартирам и добрым людям или обращаться за помощью к гражданскому обществу и создавать попечительский совет. Выполнение обеих задач требует титанических усилий. Но министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, видимо, абсолютно все равно, что эти проблемы (по сути государственного масштаба) придется решать двум женщинам.  «Решайте свои проблемы на месте», - заключил министр Родионов, закрывая собрание.