Сергей Левченко направил в Госдуму отрицательный отзыв на пенсионную реформу

Шрифт

Иркутский губернатор предлагает другие решения для увеличения пенсий без увеличения пенсионного возраста.

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко направил председателю Государственной Думы России Вячеславу Володину отрицательный отзыв на законопроект российского правительства, который «Единая Россия» приняла в первом чтении, о повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет и до 63 лет для женщин. Слушания о пенсионной реформе пройдут в Госдуме на вторник, 21 августа, на 12.00 по московскому времени. 

В своем отзыве губернатор указывает на то, что для повышения пенсионных выплат не обязательно повышать возраст выхода на пенсии. Более того, многие меры стимулирования роста пенсий оговаривались в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением правительства России от 25 декабря 2012 года № 2524-р. Однако многие оговоренные там положения по прошествии и шести лет не исполнены.

Например, в документе отмечалось, что главными условиями реализации мер по совершенствованию пенсионной системы Российской Федерации являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизация положения в формальном секторе рынка труда и легализация теневого рынка труда, а также повышение производительности труда; в процессе макроэкономического планирования необходимо преодолеть тенденцию к усилению неравенства в распределении заработной платы по различным видам экономической деятельности при одновременном сохранении низкого удельного веса фонда оплаты труда в структуре валового внутреннего продукта; в части повышения эффективности демографической программы необходимо реализовать стратегические задачи по снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах, улучшить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости.

«Указанные негативные факторы на сегодняшний день не преодолены», - отмечает губернатор, подчеркивая, что многие проблемы носят системный характер, и требуют решения на федеральном уровне.

Глава региона обращает внимание председателя Госдумы на то, что средняя продолжительность жизни мужчин в Иркутской области ниже, чем предлагаемый правительством России возраст выхода на пенсию.

«Так, продолжительность жизни в Иркутской области является достаточно низкой. Прогноз на 2018 г.: мужчины – 63,63 года, женщины – 74,46 года. Для сельского населения показатели еще ниже. Средняя продолжительность жизни у мужчин превысит 65 лет только в 2021 году, у мужчин на селе – в 2024 году, - подчеркивает Сергей Левченко. – Ежегодно почти одну треть из общего числа умерших в Иркутской области составляет население трудоспособного возраста, при этом доля умерших мужчин в трудоспособном возрасте превышает долю умерших женщин в данном возрасте (в 2017 году – 41,8% и 13,9% соответственно)».

Чаще всего жители Иркутской области умирают от болезней системы кровообращения – 47,7% от всех умерших (в 2000 году – 44,7%). Число умерших от рака с каждым годом увеличивается, и смерть от новообразований переместилась с третьего на второе место: 16,9% всех умерших в 2017 году (в 2000 году – 12,1%). На третьем месте – несчастные случаи, отравления и травмы. От них в 2017 году погибло 3,5 тыс. человек, или 11,3% (в 2000 году – соответственно 7,4 тыс. человек или 18,2%). Группу риска в этом классе причин составляют люди трудоспособного возраста – 73,3% всех умерших неестественной смертью.

«Показатели по дожитию до пенсии в Иркутской области намного ниже общероссийских, - говорится в отзыве губернатора. – Так, если в целом по стране до пенсии не доживает порядка 10% женщин и 30% мужчин, в Иркутской области данный показатель равен 14,6% и 41,7% соответственно. На селе до пенсии уже сейчас не доживает 17,2% женщин и 44,6% мужчин. В общем по Иркутской области не доживает до 65 лет 51,8% мужчин, на селе – 54,1%».

Еще одной проблемой глава региона называет сохранение высокого уровня безработицы и сокращение существующих рабочих мест по всем видам работ по производству товаров и услуг. В случае принятия решения о повышении пенсионного возраста возникнут две другие важные и очень сложноразрешимые проблемы для молодежи и населения предпенсионного возраста. Молодежь не сможет устроиться на работу, потому что места будут заняты «возрастными» работниками, а среди людей предпенсионного возраста будет крайне сложно найти подходящее место работы в связи с незаинтересованностью работодателей в таких работниках.

«Предлагаемое законопроектом реформирование пенсионной системы Российской Федерации не учитывает реалии современного экономического развития Российской Федерации, ее отдельных регионов, не сопровождается комплексным подходом к решению существующих и вероятных проблем, связанных с таким реформированием», - считает губернатор. – Представляется необходимым дополнительно оценить долгосрочность ожидаемого авторами законопроекта положительного эффекта от его реализации на фоне нерешенных системных проблем в экономике, сфере занятости, медицины и социального обеспечения на уровне Российской Федерации и регионов».

Социологические исследования показывают, что жители Сибири в большинстве своем не одобряют пенсионную реформу. Так, аналитики сервиса поиска работы HeadHunter.ru, отмечают, что в Иркутской области повышение пенсионного возраста одобряет только 9% опрошенных, 40% высказались за его сохранение, 40% - за снижение.

С учетом вышесказанного, Сергей Левченко предлагает другие пути, которые помогут разрешить «пенсионный кризис».

Во-первых, речь идет о внесение в законодательные акты России изменений, направленных на легализацию теневой занятости и реализацию политики формализации занятости, в рамках которой будет обеспечено увеличение отчислений в пенсионный фонд.

«Реализация данного предложения должна сопровождаться организационными мерами, связанными как со стимулированием работодателей к привлечению легального труда, так и усилением ответственности за использование «серых» зарплатных схем, уклонение от регистрации экономической деятельности (возможно рассмотреть вопрос об отмене налоговых льгот в отношении работодателей, привлекающих неофициальный труд либо использующих «серые» зарплатные схемы, обеспечить недопущение таких работодателей к участию в государственных закупках и получению финансовой помощи за счет бюджетных средств, усилить санкции за совершение правонарушений и преступлений, связанных с незаконным предпринимательством и уклонением от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды).
Одновременно с этим целесообразно рассмотреть вопрос об усилении государственного контроля (надзора), который позволил бы оперативно выявлять возможные нарушения законодательства в части уплаты страховых взносов, предусмотреть возможность проведения внезапных проверок, закрепить в законодательстве новые методы и формы контроля (надзора). В целях реализации данного предложения требуется комплексная корректировка налогового, уголовного, административного, трудового законодательства и законодательства в сфере государственного контроля (надзора)», - поясняет глава региона.

Вторая мера – это исключение регрессивной шкалы исчисления взносов в пенсионный фонд. В настоящее время и далее с 2019 года ставка страховых взносов в пределах установленной предельной величины (в 2018 году – 1021000 рублей в год) устанавливается в размере 22%. От доходов гражданина свыше указанной суммы взносы в пенсионный фонд платятся в размере 10%. То есть фактически граждане, у которых высокая заработная плата, в год усреднено платят в пенсионный фонд меньше, чем граждане, заработная плата которых является средней или ниже средней по России.

«В этой связи целесообразно установить для всех единую ставку взносов в пенсионный фонд – 22%, что позволит повысить поступления в пенсионный фонд на 6,5%, что в целом по Российской Федерации составит порядка 291,3 млрд рублей в год», - отмечает губернатор.

Третье – это ужесточение требований по вопросам государственного пенсионного обеспечения. В настоящее время федеральное законодательство предусматривает дополнительные пенсионные гарантии для ряда категорий граждан (военнослужащие, сотрудники прокуратуры, органов внутренних дел и т.п.). Пенсионное обеспечение в этом случае осуществляется ранее установленного возраста выхода на пенсию и является дополнительным (то есть граждане получают как государственную пенсию, так и страховую пенсию по старости).

Одним из вариантов решения проблемы наполнения Пенсионного фонда Российской Федерации может стать исключение дублирования пенсионного обеспечения за счет нескольких источников.

Также одним из вариантов является ужесточение условий предоставления государственной пенсии. Возможно предусмотреть, что такая пенсия назначается гражданам с учетом реально осуществляемой ими деятельности (то есть деятельности, связанной с повышенным риском для жизни). В этой связи многочисленные граждане, которые формально относятся к категории военнослужащих, полицейских и т.п., но при этом осуществляют «гражданские» и обеспечительные функции, должны быть исключены из числа лиц, которым выплачиваются дополнительные государственные пенсии.

«Реализация данного предложения требует комплексного подхода к реформированию правоохранительной и военной службы, включающего определение критериев повышенного риска для жизни соответствующих государственных служащих», - заключает губернатор.

Отметим, что 21 августа в 12:00 по московскому времени обсуждение пенсионной реформы будет транслироваться на сайте Госдумы. На слушания приглашены депутаты, чиновники профильных министерств, представители общественных организаций и другие эксперты.

ИА «ИркСиб».