В Иркутске обсудили «байкальскую правовую аномалию» на примере дела Сергея Копылова.
В среду, 19 июня, в Иркутске состоялись общественные слушания на тему «Несовершенство законодательства об охране озера Байкал — фактор, открывающий возможность неправомерного уголовного преследования», которые организовал клуб «Байкальские стратегии». Поводом для дискуссии стало резонансное уголовное дело в отношении бывшего мэра Ольхонского района Сергея Копылова, по которому Эхирит-Булагатский районный суд вынес приговор, вызвавший волну возмущения в обществе.
Напомним, суд признал Сергея Копылова виновным в превышении должностных полномочий при строительстве дороги Еланцы-МРС и приговорил его к трём годам колонии общего режима. Эту дорогу, которая естественным образом уничтожила все остальные несанкционированные проезды вдоль новой трассы, уже окрестили дорогой в тюрьму.
Открывая слушания, представитель клуба «Байкальские стратегии» Владимир Ковалёв напомнил, что общество имеет право на оценку действий всех ветвей власти.
«В любом нормальном демократическом государстве у граждан есть право контроля деятельности власти. Этот контроль выражается в разных формах и в нашем государстве тоже есть нормативно правовые акты, которые гарантируют такое право, — отметил Владимир Ковалёв. — То, чем мы сегодня занимаемся, это форма общественного мониторинга деятельности не только судебной власти, но и надзорных, правоохранительных органов».
Он призвал участников дискуссии высказаться не только на тему приговора Сергея Копылова, но и шире — по поводу юридической стороны использования земельных участков на Байкале как бизнесом, так и местными жителями.
30 лет неопределённости
Председатель комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, эксперт регионального штаба ОНФ Марина Григорьева напомнила, что Прибайкальский национальный парк был создан в 1986 году и на тот момент включал в себя 418 тысяч Га земель, в том числе 112 тысяч Га земель сельскохозяйственного назначения, не изъятых из хозяйственного оборота. За более чем 30 лет границы этих земель сельхозназначения так и не были установлены. Это бывшие земли колхозов и совхозов, которые позже паями получили местные жители, но до сих пор не могут поставить на кадастровый учёт.
«Территориальное использование, зонирование, развитие туризма и вообще освоение центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) должно было принять понятную форму. Но система государственного регулирования в ЦЭЗ БПТ построена не была», — подчеркнула Марина Григорьева.
Владимир Ковалёв: «Мы имеем право контролировать власть»
Сейчас границы Прибайкальского парка планируют расширить, но никакой инвентаризации и установления собственников на землях сельхозназначения проведено не было. В результате все эти участки по закону станут федеральной собственностью, а множество людей, живущих на них, будут ущемлены в правах.
Ещё один вопрос, которого коснулась Марина Григорьева, — непосредственно природоохранная деятельность нацпарка. В рамках национального проекта «Экология» поставлена задача в два раза увеличить посещаемость особо охраняемых природных территорий. Но этого невозможно добиться, не создав инфраструктуры — нормальных дорог, линий электропередач, очистных сооружений. Сейчас создание какой-либо инфраструктуры в нацпарках и заповедниках напрямую запрещено федеральным законодательством. Этот запрет не только мешает развитию туризма, но и существенно осложняет жизнь местному населению.
«Если мы не сможем законодательно закрепить создание инфраструктуры на этой территории, то делать там нечего, ни бизнесу, ни людям, которые там живут», — заключила Марина Григорьева.
Вскопал огород — в тюрьму
Заместитель председателя Ассоциации турбизнеса Ольхонского района Ирина Дорофеева напомнила об абсурдности ограничений, которые накладывает законодательство на земли, включённые в нацпарк. Притом, что такими землями считаются участки, на которых велась ранее либо ведётся до сих пор хозяйственная деятельность, на которых живут люди.
«В законодательстве нигде не прописано, в чём разность режимов между теми земельными участками, которые введены в границы национального парка, но не изъяты из хозяйственной деятельности, и теми, которые являются собственностью национального парка и стоят у него на балансе, — заявила Ирина Дорофеева. — На введённых в границы напарка землях есть другие собственники и пользователи, но в судах они почему-то считаются изъятыми их хозяйственной деятельности. Нужна комплексная кадастровая работа, чтобы провести инвентаризацию по каждому земельному участку».
Марина Григорьева: «Без инфраструктуры на Байкале нечего делать ни бизнесу, ни людям»
Она дополнила, что за долгое время не было внесено никаких изменений в положение о национальных парках притом, что оно не согласуется с федеральным законодательством. Там указано, что нарушение почвенного слоя в национальном парке запрещено. Это значит, что любая хозяйственная деятельность на землях, введённых в нацпарк, невозможна.
«Вырыть септик, проложить инженерные коммуникации, даже вскопать огород — это значит нарушить почвенный покров. Мы здесь все уголовники! — возмутилась Ирина Дорофеева. — Когда у нас будут вносить в законы поправки, охватывающие всю систему? Когда чиновники будут расширять и детализировать законодательные акты с учётом прав людей?»
«Вывод один: чиновники должны делать свою работу! — поддержал Владимир Ковалёв. — Мы собрались здесь, чтобы как-то повлиять на власти и показать, что так жить больше невозможно».
«Байкальская правовая аномалия»
В ходе дискуссии участники общественных слушаний обсудили проект постановления правительства РФ о расширении границ Прибайкальского национального парка. Документ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Все участники слушаний согласились, что в таком виде постановление принимать нельзя. Этот документ только увеличит и так немалый клубок проблем, возникших из-за несовершенства законодательства об охране Байкала, который общественники назвали «байкальской правовой аномалией».
«В границы парка вошли 70 населённых пунктов с численностью жителей более 140 тысяч человек, чьи права будут нарушены, в случае принятия постановления в такой форме», — отметила член клуба «Байкальские стратегии», член Совета директоров АО ФСК «Новый город» Галина Кузняная.
Безусловно, защищать уникальную природу Байкала необходимо, но делать это нужно с умом, не ущемляя права местных жителей. К такому выводу придёт любой здравомыслящий человек, погрузившись в проблемы людей, вынужденных вести ежедневную борьбу за право жить, работать и растить детей на земле своих предков.
«Неужели я, простая тётя Ира, которая сидит дома, должна прийти в суд, на неё должны завести уголовное дело, чтобы она перерыла и перелопатила всё право, начиная от законов и заканчивая ГОСТами и СанПиНами, свела это все в единую таблицу, и им предложила почитать? И они сказали, ой, да, так можно», — описала Ирина Дорофеева свою борьбу с представителями власти.
Ирина Дорофеева: «Мы здесь все уголовники!»
Общественное обсуждение проекта постановления о расширении границ Прибайкальского нацпарка продлится до 1 июля. Все желающие могут направить свои предложения по проекту на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по адресу: 125993, Москва, улица Большая Грузинская, 4/6. Общественники напоминают, что законодательство об охране Байкала касается не только жителей побережья озера, оно непосредственно влияет на будущее всей Иркутской области, экономическое развитие региона или отсутствие какого-либо развития.
Инициативная группа подготовит по итогам общественных слушаний заявление, которое направят в прокуратуру, правительство РФ и федеральное министерство природных ресурсов и экологии. Как сообщил корреспонденту «ИркСиба» Владимир Ковалёв, документ будет готов в начале следующей недели. Его опубликуют в группе клуба «Байкальские стратегии» в facebook.
ИА «ИркСиб».