Куда от меня сбежала последняя электричка?

Актуально
Шрифт
Иркутский вокзал. Фото Владимира Смирнова

Важная тема, которая, без преувеличения, касается миллионов россиян, оказалась в центре внимания президента Владимира Путина. Речь об электричках. Ранее СМИ сообщили о полном прекращении пригородных железнодорожных перевозок в Тульской и Псковской областях. В целом эта проблема затронула практически все регионы России, в том числе и Иркутскую область. Глава государства жестко раскритиковал кабинет министров за отмену электричек и потребовал от  минтранса немедленно восстановить маршруты. Корреспонденты Ирксиба провели свое разбирательство по ситуации с пригородными железнодорожными перевозками в Приангарье. 

 

Гром среди неясного неба.

 

Такой резкой и прямолинейной реакции по вопросам внутрироссийской тематики от Владимира Путина не было давно. Похоже, у президента накопилось. На совещании в Ново-Огарево в первую очередь досталось вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему транспортную отрасль. В своем докладе перед главой государства он признал, что ситуация с пригородным сообщением в стране сложная. Перевозки осуществляют компании, созданные РЖД совместно с регионами, власти которых устанавливают окончательный тариф, чаще всего ниже экономически обоснованного уровня, а недостающую часть должны возмещать перевозчику. В РЖД не раз говорили о том, что большинство регионов не компенсируют убытки в пригородном сегменте. Таким образом пригородные компании стали приводить число электричек в регионах в соответствии с заказом местных властей. По информации федеральных СМИ, в целом по стране ликвидировано более 300 маршрутов. 

 

По словам вице-премьера, причиной такой ситуации также стал переход на новые договорные отношения между РЖД, федеральным бюджетом и регионами.

 

"В нормальной ситуации регионы смогли бы оплатить все те счета, которые предъявляет РЖД. Они получают в настоящий момент дополнительные средства за счет налога на имущество, который раньше РЖД не платило в региональные бюджеты, а сейчас платит уже по промежуточной ставке. Через два года ставка будет доведена до стандартной — 2 %. Это большие суммы, которые идут в бюджеты регионов", — пояснил вице-премьер. Докладчик от правительства пообещал принять меры в течение месяца. 

 

И тут последовала реакция Путина: «Что, у нас министерства транспорта не существует, что ли? По-моему, вы курируете эту отрасль. Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьёзно. Это же не один автобусный маршрут отменили. Перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли, что ли? Послушайте, это несерьёзный подход к делу. Это же касается тысяч людей, это касается производств: люди едут на работу либо не едут туда. Это что, неужели нельзя сделать заранее? А теперь вы говорите, что нужно ещё два месяца для того, чтобы эту проблему закрыть. Пригородное железнодорожное сообщение должно быть восстановлено немедленно с соответствующими гарантиями ОАО «РЖД»».

 

В долгах как в шелках

 

Реакции иркутского Серого дома на заявление президента Путина пока нет. Видимо, администрация решила выбрать выжидательную тактику. Но нам удалось выяснить у источника в правительстве региона, что проблема в Прибайкалье назревала с началом реформы в РЖД, когда на регионы свалили малоприбыльное направление монополии – пригородные железнодорожные перевозки. В 2011 году во время помпезного мероприятия – VI Международного Байкальского экономического форума –  между областным правительством области и ОАО «РЖД» было принято решении о создании совместного предприятия ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания», которое должно вести учет пассажиров, разрабатывать оптимальный график движения пригородных поездов, решать проблемы безбилетников и многое другое. Контрольный пакет акций компании остался за регионом, остальное - за РЖД.  И тут началось… Регион понес большие затраты. Возникли серьезные вопросы по тарифам и финансированию льготного проезда населения. 

 

В результате стали сокращать число электричек. А это очень болезненная тема для отдаленных территорий. Не страшно там, где есть альтернатива железнодорожному транспорту, например, автобусные маршруты. Но и здесь минус - отмена электричек ведет к повышению стоимости проезда на маршрутках.  

 

Несостыковки позиций по тарифам не раз обостряли обстановку во взаимоотношении железнодорожников и региональной администрации. Так, в августе 2011 года иркутские СМИ писали о том, что область получила официальное уведомление о прекращении выдачи подвижного состава на 12 пригородных маршрутах. Причина – долг за использование электричек и инфраструктуры. 

 

Чиновники заявили, что за аренду подвижного состава выставляются суммы намного больше тех, которые были предоставлены службой по тарифам Иркутской области. Тогда действующий губернатор Дмитрий Мезенцев обратился с письмами к президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину и к руководителю Федеральной службы по тарифам Сергею Новикову, в которых проинформировал о сложившейся ситуации. После чего ситуацию удалось сгладить. 

 

Тем не менее долг Иркутской области с 2011 года перед Байкальской пригородной пассажирской компанией растет как снежный ком: 

 

2011 – 28,1 млн руб., 

2012 – 163,3 млн руб., 

2013 - 334,9 млн руб.,

2014 –  310,2 млн руб. 

 

При существующем размере движения поездов убытки составят 977,5 млн рублей.

 

Субсидии правительством выделяются, но их недостаточно для погашения долга. В 2014 году она составила 516 млн рублей. На 2015 год правительством Иркутской области выделена субсидия в размере 406,4 млн рублей.

 

Тем не менее в ВСЖД считают, что ситуация в Иркутской области некритична. Об этом Ирксибу сообщил начальник службы корпоративных коммуникаций компании Евгений Хохряков:

- Мы с властью совокупную ответственность несем. И пытаемся подходить к решению проблемы конструктивно. В Иркутской области не было чрезвычайных ситуаций в отличие от других регионов. В Бурятии более серьезная ситуация, особенно по маршруту БАМа.

 

Отмена маршрутов на потоке 

 

Сайт Байкальской пригородной пассажирской компании пестрит пресс-релизами об отмене поездов. Вот лишь некоторые из них:

 

05.12.2014

ОАО «Байкальская ППК» информирует, что  в связи с оптимизацией размеров движения пригородных поездов на территории Иркутской области, с 14 декабря 

2014 года отменяются следующие пригородные поезда на участке Слюдянка – Черемхово:

Пригородный поезд № 7301 сообщением Иркутск-Пассажирский – Половина;

Пригородный поезд № 7314 сообщением Половина – Большой Луг;

Пригородный поезд № 7313 сообщением Большой Луг – Усолье-Сибирское;

Пригородный поезд № 7326 сообщением Усолье-Сибирское – Кая; 

Пригородный поезд  № 6309 сообщением Слюдянка-1 – Иркутск-Сортировочный;

Пригородный поезд № 6310 Иркутск-Сортировочный – Подкаменная.

 

16.12.14

ОАО «Байкальская ППК» информирует, что  в связи с оптимизацией размеров движения пригородных поездов на территории Иркутской области, на участке Зима – Черемхово  с 31 декабря 2014 года отменяется пригородный поезд № 6419 сообщением Черемхово – Зима. 

С 1 января 2015 года на этом же участке отменяются следующие пригородные поезда:

Пригородный поезд № 6416 сообщением Зима - Черемхово;

Пригородный поезд № 6417 сообщением Черемхово - Зима;

Пригородный поезд № 6412 сообщением Зима - Черемхово;

Пригородный поезд № 6115 сообщением Черемхово - Зима; 

Пригородный поезд  № 6418 сообщением Зима – Черемхово.

 

Официально

 

Ирксибу удалось получить комментарии у Байкальской ППК. В компании заявили, что осуществляют перевозки по договорам, которые заключены с регионом. Ежемесячно от правительства области компания получает заявки на размеры движения пригородных поездов, в которых указаны количество маршрутов, периодичность их следования и количество вагонов в составе. Компания готова осуществлять перевозки в большем объеме, но только в соответствии с заявками субъекта и соответствующим финансированием. 

 

В полученном нами ответе говорится: «На 31 декабря 2013 года на территории Иркутской области согласно заявке министерства транспорта области курсировало 111 пригородных поездов, на 31 декабря 2014 года – 94. В большей степени были отменены те пригородные поезда, населённость которых составляла менее 30 %, кроме того, у пассажиров этих пригородных поездов имеется возможность альтернативного вида транспортного сообщения и других пригородных поездов. В большей степени были отменены пригородные поезда на иркутском участке от Зимы до Слюдянки»

 

В компании также пояснили, что в связи с непростой ситуацией, сложившейся для Байкальской ППК в 2014 году, когда нужно было оптимизировать размеры движения пригородных поездов под размер субсидии, выделяемой субъектом, возникла необходимость пересмотреть отдельные направления деятельности. Все отмены производились по согласованию регионов. 

 

Известно, что правительство Иркутской области планирует продолжить оптимизацию пригородных поездов, но каким образом будут происходить отмены, на сегодняшний день сказать сложно. Сейчас подготавливается транспортный план по обслуживанию пассажиров.

 

Проблема комплексная и, конечно, ее надо решать на уровне федерации. Во-первых, если дальше будут ликвидироваться и сокращаться маршруты, то недалеко и до социального взрыва. Во-вторых, регионы не согласны платить монополии, по их мнению, порой необоснованные тарифы. В итоге: регионы столкнулись лбами с пассажирскими компаниями. Так, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин свою позицию обозначил в январском интервью правительственному изданию «Российская газета»: «Ответственность за это лежит, прежде всего, на властях этих регионов. Я бы здесь во главу угла ставил не тезис о том, что любые объективные решения у нас почему-то неминуемо должны вести к социальным взрывам. А говорил бы о возможности реализации тех или иных услуг, носящих социальный характер, по схеме: услуга – оплата. С этой точки зрения считаю важным подчеркнуть, что на сегодня у нас лишь 10 регионов полностью компенсируют убыточность пригородных перевозок. Зато 22 региона компенсируют меньше 50%. Возникает интересная ситуация: кто-то развивает тезис о неизбежности роста социальной напряженности, но при этом никто не говорит, что она возникнет из-за того, что услуга предоставляется, но не оплачивается. Никого не удивляет, когда штрафуют безбилетника, никто не возмущается, что хватают за руку покупателя, который пытается какой-то товар из магазина вынести неоплаченным. А почему отношение к транспортной услуге такое, что перевозчик обязан услугу предоставить, но покупатель этой услуги – а это и гражданин, и субъект Федерации, который регулирует наши тарифы, – не обязан ее оплатить?».

 

Тем не менее, после разгромного совещания на этой неделе уже последовала послушная реакция ОАО «РЖД». Там для СМИ заявили, что вернут электрички. И сделают это в максимально короткий срок. 

 

Что и требовалось доказать.

 

Комментарии

 

Лариса Мадасова, госслужащая:

- Моя семья живёт в Кутулике, поэтому каждые выходные я езжу то на автобусе, то на электричке. Возвращаться в город по воскресеньям мне удобнее всего на обеденной электричке - в Иркутск она прибывает в четыре часа дня, многое ещё можно успеть. Это был для меня идеальный вариант, потому что первая электричка отправлялась в 9 утра, а другая в 7 вечера, одна слишком рано, другая слишком поздно, - делится Лариса. - А вот теперь, когда  отменили этот рейс, станет не очень комфортно, а главное – дорого. Например, студентам, которых всегда было много по воскресеньям. Им придётся переплачивать маршрутчикам, ведь по студенческому билету по железной дороге они ездили с 50% скидкой. Или 80 рублей, или 250 рублей – есть разница. Тем более цену проезда на автобусе хотят повысить. 

 

Уточним, что Лариса говорит об электричке № 6126/6104, следовавшей по маршруту Зима - Иркутск. Всего у этого направления было 25 остановок.

 

Если студенты из Зимы, Кутулика еще могут теоретически сэкономить и прокатиться на утренней или вечерней электричке, то учащимся со стороны южного Байкала – Слюдянки, Байкальска и соседней Бурятии придется несладко. Пятничная электричка № 6334/6336 по направлению Иркутск – Выдрино c 44-мя остановками также попала в список отменённых.

 

Ирина Мелькова, студентка из Выдрино:

 

- Несколько лет подряд я ездила домой на этой пятничной электричке, - вспоминает студентка из Выдрино Ирина Мелькова. - Я не знала, что её отменили, мне это решение кажется неправильным. Ведь она всегда пользовалась популярностью, народу всегда было много, особенно до Байкальска. Да и студентов к нам в Выдрино так добиралось немало – было дешево, а теперь… Придётся выкладывать 300 рублей вместо 70.

 

Из других регионов утром 6 февраля уже пошли сообщения, что маршруты восстанавливаются. 

 

Кристина Ундерберг, специалист по маркетингу ОАО "Байкальская ППК:

 

- На сегодня, 6 февраля, пока новостей нет. Все без изменений

 

 

Мнение авторов комментариев не обязательно совпадает с мнением редакции