Бизнес Ерощенко дороже людей?

Актуально
Шрифт

Происшествие с теплоходом «Баргузин-2» в очередной раз подняло проблему безопасности на водном транспорте.

Принципиальность вопроса заключается и в том, что пострадавшее судно принадлежит «Восточно-Сибирскому речному пароходству», входящему в состав группы компаний «Истлэнд», подконтрольной семье Сергея Ерощенко. Наблюдатели отмечают, что с приходом Сергея Владимировича в губернаторы его родное «ВСРП» в погоне за туристическими деньгами просто вытеснило большинство конкурентов, которые занимались перевозками пассажиров по славному морю. Под лозунгом «Безопасность прежде всего!» мелких частников выдавили с рынка. Воскресное происшествие показывает, что частников лишили единственного способа заработать на прокорм семей зря - «ВСРП» не гарантирует безопасности. Более того, никто из 122 человек, находящихся на борту «Баргузина-2», когда он загорелся, не погиб благодаря обыкновенному чуду – проплывавшей мимо терпящего бедствия теплохода яхты. Примечательно, что и с авиакомпанией «Ангара», входящей все в тот же холдинг «Истлэнд», не все гладко.

Оголилась больная тема

В самый разгар туристического сезона Иркутская область снова прославилась на весь мир. Хотя никто из пассажиров и членов экипажа «Баргузин-2» не пострадал, владельцу теплохода – «ВСРП» – пришлось открывать горячую линию. Сотни людей со всей страны оборвали телефоны оперативных служб, узнавая судьбу родственников.

По мнению экспертов, повезло, что все случилось в светлое время суток, когда рядом оказались другие суда и до берега было всего полтора километра. По многочисленным видеороликам в интернете видно, что первой на помощь терпящему бедствие «Баргузину-2» пришла частная яхта. Ее владелец помог людям покинуть горящий корабль, а также закрепить за борт своего корабля спасательные плоты.

Что произошло на теплоходе, предстоит разобраться следствию, но, по словам очевидцев, они слышали хлопок в машинном отделении, после чего по борту пошло пламя. А пресс-служба регионального ГУ МЧС сообщила о взрыве одного из моторов в машинном отделении.

Для общественности важно, сколь объективным будет расследование, ведь все понимают, что накануне выборов скандалы Сергею Ерощенко не нужны. Правда, пресс-служба «ВСРП» уже распространила информацию о техническом состоянии теплохода. Как говорится, и комар носа не подточит. «Плановый текущий ремонт судно прошло зимой 2014–2015 гг. Перед началом навигации было осмотрено Российским речным регистром, в результате чего подписан акт ежегодного освидетельствования, подтверждающий техническую готовность судна к эксплуатации» - говорится в пресс-релизе компании.

Пассажиры в соцсетях делятся впечатлениями. По мнению некоторых из них, команда в критической ситуации действовала правильно. Эвакуацию более сотни человек с парохода провели грамотно, паники не было. Но профессионализм команды теплохода не дает ответов на несколько очень сомнительных моментов.

«Жилетов хватило не на всех, в шлюпки вошло только человек 45, остальных спасла мимо проходящая яхта. А то сейчас начнется подача инфы - все обеспечены жилетами, а спасали - эмчеэсники. Молодцы ребята на корабле - все организовали сами! Ну и, конечно, молодец яхта, без нее бы пропали», - пишет один из пользователей интернета.

О неисправностях знали

Кого сделают крайним в ситуации с «Баргузином-2»? В пресс-релизе «ВСРП» утверждается, будто теплоход прошел все мыслимые и немыслимые проверки перед началом навигации. Но как эти проверки проходили?! «28 июля, во вторник, из Иркутска до Северобайкальска должна была отправиться «Комета», но она сломалась, - рассказал «ИркСибу» клиент «ВСРП». - Нам предложили либо сдать билет, либо идти на «Баргузине-2», но на 7 часов дольше. Мы выбрали второй вариант. В итоге теплоход сломался на Ольхоне. Что с ним случилось, нам не сказали. С Ольхона многие добирались до Северобайкальска через Иркутск автобусами».

То есть и команда, и капитан знали, что теплоход нуждается в ремонте. Безусловно, знали об этом и в «ВСРП». Но в разгар сезона уводить с маршрута корабль, способный взять на борт до 120 пассажиров, – противоречит логике менеджеров «Истлэнда». 120 человек, чудом спасшихся с корабля «ВСРП» , стоят куда дешевле, чем несколько дней простоя теплохода для устранения неполадок. Теперь все знают, что менее чем через неделю после поломки на Ольхоне «Баргузин-2» просто сгорел после взрыва мотора в машинном отделении.

На ремонт нет времени?

«ВСРП» теперь можно считать монополистом в сфере туристических перевозок по Байкалу. У предприятия десятки теплоходов, ориентированных на турпоток, есть и недешевые круизные лайнеры. Вот только новых кораблей давно уже нет. Новый корабль – это не только очень дорого, но и долго. В 2008 году далеко от Иркутска был построен «Баргузин-3». Он шел до Байкала три года. После спуска на заводе «Красное Сормово» корабль своим ходом пришел в Архангельск, где его погрузили на морской транспорт и по Северному Ледовитому океану доставили в порт Тикси близь устья Лены. Там теплоход перезимовал, а в следующем году пришел в Усть-Кут, где ему опять пришлось зимовать. И только летом 2010 года «Баргузин-3» прибыл в Иркутск. Он вышел в первый рейс 4 июня 2011 года. Стоит ли говорить, что три года бесполезного болтания по воде корабль надо окупать нещадной эксплуатацией!?

«Баргузин», «Ангара» - одна сатана

У бизнес-империи семьи Сергея Ерощенко есть прекрасная возможность выкачивать деньги из регионального бюджета. И этой возможностью пользуются на всю катушку. Авиакомпания «Ангара» (входит все в тот же «Истлэнд») получила не без помощи иркутских налогоплательщиков пять самолетов АН-148. Бюджету в 2012 году это обошлось в 143 млн, в 2013-м – в 88 млн, в 2014-м – в 253,5 млн, в бюджет 2015-го изначально заложили 113 млн, а затем накинули еще 42. Вроде было заявлено, что парк обновляется в целях развития авиации Иркутской области. Вот только зачастую летают эти самолеты не из Иркутской области и не в Иркутскую, а выполняют рейсы Краснодар – Нижневартовск, Казань – Челябинск, Сочи – Челябинск. Больше половины маршрутов «Ангары» - вне границ родного региона.

И вот лишь несколько происшествий с техникой «Ангары», о которых стало известно широкой общественности. Летом 2011-го Ан-24, следовавший по маршруту Томск – Сургут, совершил жесткую аварийную посадку в акватории реки Обь. На борту находились 33 пассажира (из них совсем маленький ребенок и мальчик 13 лет), 4 члена экипажа. Во время полета у самолета загорелся левый двигатель, и экипаж принял решение сажать машину вне аэропорта. По данным СМИ, между возгоранием двигателя и приводнением прошло около 10 минут. СМИ сообщали, что в катастрофе 7 человек погибли, 20 доставлены в больницу.

В 2012 годуБайкало-Ангарская транспортная прокуратура в ходе проверки выявила нарушения законодательства о безопасности полетов в деятельности авиакомпании.

В 2015 году байкало-ангарский транспортный прокурор вынес представление в адрес гендиректора ЗАО «Авиакомпания «Ангара» за грубейшие нарушения техники безопасности полетов. Представление стало результатом проверки авиакомпании в связи с инцидентом, который произошел в аэропорту Иркутска 27 мая. Новенький самолет Ан-148-100Е дал сбой и отказался показывать скорость полета по основным и дублирующему приборам.

По информации прокуратуры, после вынесения представления для исправления ситуации в авиакомпании прошли некоторые кадровые перестановки. Уволены авиационный техник и инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию, а два руководителя, не проконтролировавшие их работу, понижены в должности. Командир воздушного судна, не обеспечивший надлежащую приемку самолета и его техническую готовность к полету, переведен на должность второго пилота.

Крайний найдется

Кто ответит за сгоревший теплоход, мы узнаем в самое ближайшее время: в течение предвыборной кампании подобные вопросы не терпят промедлений. Возможно, уволят капитана, который просто делал свою работу – водил теплоход 1991 года постройки, чтобы семья Ерощенко могла зарабатывать. Возможно, крайними сделают тех, кто инспектировал теплоход. Возможно, все спишут на инженера-моториста, который специально под это дело окажется неопытным вахтовиком. Но в инциденте ни в коем случае не будет виновато «ВСРП», «Истлэнд» и лично Сергей Ерощенко.

Фирмы, подконтрольные семье врио губернатора, получают миллионные и миллиардные дотации и контракты из бюджета Иркутской области. Как видим, все эти деньги идут уж точно не на обеспечение безопасности пассажиров самолетов и теплоходов. А на что тогда? Не слишком ли высокую цену заплатят иркутяне за финансовое благополучие врио губернатора, если в следующий раз мимо горящего теплохода «ВСРП» не проплывет случайная яхта?

Фото пресс-службы ГУ МЧС России по Иркутской области

Мнение авторов комментариев не обязательно совпадает с мнением редакции