Спорный вопрос: «Как делить бюджет области?»

Шрифт

Сторонники и противники налоговой реформы встретились в студии «Вестей-Иркутск».

На «Вести-Иркутск» вышло ток-шоу «Спорный вопрос», в котором в очередной раз для обсуждения налоговой реформы сошлись представители правительства области и мэрии Иркутска. Оппонентами правительства выступили заместитель мэра Руслан Ким, лидер «Справедливой России» в Иркутской области, депутат Думы Иркутска Лариса Егорова и председатель ТОС «Пульс добрых сердец» из Ново-Ленино Татьяна Куликова.

Передача вышла с таким анонсом: «Как делить бюджет области? Мэрия Иркутска предлагает больше налогов оставлять на территориях. В Правительстве области говорят, что это создаст серьезные проблемы для и без того сложного бюджета региона». Тезисы сторонников реформы по-прежнему сводятся к тому, что Иркутску нужно больше денег на развитие, противники поспешного решения оперируют той установкой, что нельзя ради областного центра «резать» социальные программы для районов Приангарья, что неминуемо произойдет при принятии законопроектов мэрии Иркутска в Заксобрании.

Первый заместитель губернатора Иркутской области - председатель правительства Иркутской области Александр Битаров:

«Если эта инициатива будет принята, то бюджет Иркутской области потеряет 2,4 млрд. рублей. При том, что изъятие в федерацию составит около 5,5 млрд. Подобный дисбаланс неприемлем и серьезно влияет на устойчивость и сбалансированность областного бюджета, несущего гораздо большую нагрузку, чем бюджет города Иркутска. Отдавая деньги по данной инициативе, мы практически не оставляем никаких резервов, даже не можем 100% заложить обязательные расходные обязательства, которые обязаны выполнять по Указам президента, по социальным законам, принятым нашими же депутатами, не говоря уже о бюджетных инвестициях, стройках, ремонтах».

«В Иркутске и других крупных городах присутствует бюджет развития. В дотационных районах этого абсолютно нет. И область не в состоянии в случае потери налоговых доходов их поддерживать. Мы вынуждены будем «резать» бюджетные инвестиции, а это – стройки, ремонты, в основном на территориях, где собственных доходов совершенно не хватает. Вот поэтому у нас сегодня в этом вопросе категоричная позиция».

«Мы за то, чтобы процветали Бодайбо, Иркутск, Ангарск, Братск. Но мы не можем не помогать слабым территориям. Не обеспечивать тот минимум, который обозначен для поддержания среднего уровня жизни и для выполнения Указов президента, нельзя. Министр финансов уже сказала, что мы в 2017 году вышли на предельный разрешенный дефицит. Но при этом предельном дефиците для того, чтобы выполнить все законы, указы, поднять заработную плату и дать небольшой объем по стройкам и ремонтам, почти 10 млрд не хватает. На сегодняшний день неизвестна окончательная цифра федеральной дотации, но я убежденно могу сказать - она однозначно не перекроет этих проблемных миллиардов, которые имеются на сегодняшний день. Внесение подобного закона, особенно за две недели до рассмотрения закона о бюджете, – это, безусловно, удар под дых».

«Бюджет города Иркутска тоже дефицитен, но миллиард – это не максимально допустимый уровень. В области это 9 миллиардов – максимально допустимый уровень. Что нам сегодня фактически предлагают? Вы в области набирайте госдолг, сколько можете, по максимуму, а нам отдайте все-таки заработанное нами. Соотношение на сегодняшний день собственных налоговых и неналоговых доходов в области к госдолгу – 30% госдолг. Это плановый прогноз на конец года. В городе Иркутске только 21%. Где же здесь справедливость? Ведь областной бюджет несет на себе максимум социальной нагрузки. И не надо забывать, что в последние годы из городов на область ушли тяжелейшие обязательства. Это здравоохранение, это образование со всей заработной платой, которая там есть. Поэтому подрывать областной бюджет сегодня никак нельзя».

Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова:

«Безусловно, любая инициатива со стороны муниципальных образований в части наполнения своих бюджетов имеет место быть. Другой вопрос, что в данном случае нужно принимать консолидированное и компромиссное решение каким образом, поддерживая муниципальные образования, в первую очередь не разбалансировать областной бюджет. Потому что нормативы, которые в 2013 и 2014 году были перераспределены в пользу областного бюджета, связаны с передачей на региональные уровни расходов по здравоохранению (как мы помним, до 2013 года их несли все муниципальные образования) и расходов по заработной плате учителям и воспитателям – основная доля данных расходов ложится на областной бюджет».

«Проект бюджета, который внесен в Законодательное собрание, сформирован на 2017 год с дефицитом. Причем с предельно допустимым дефицитом. Это заработные платы тем же учителям, врачам, работникам социальной защиты. Это бюджетные инвестиции. Изменяя объем налоговых поступлений в любой из уровней бюджета, мы должны понимать, какие расходы мы вынуждены будем сокращать. Ни губернатор, ни правительство не настроены на то, чтобы были урезаны какие-то социальные обязательства, потому что все выплаты, которые мы сегодня производим детям, семьям, малоимущим гражданам, это все идет из областного бюджета. Поэтому здесь должен быть найден баланс. Нам нужны не только сильные муниципальные образования, но и сильная область в целом».

Заместитель губернатора Иркутской области – руководитель аппарата губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов:

«Инициатива, наверное, правильная, но этот вопрос уводится в раздел демагогии: а вот надо, а вот не надо. Бюджет - это тонкий финансовый документ. Над проектом бюджета работала целая группа специалистов в течение нескольких месяцев. Инициатива города Иркутска внесена буквально на ноябрьскую сессию. Мы мэрам не объяснили, социальным группам не объяснили, а какие изменения повлечет эта инициатива. И хотим вот так вот за 2-3 дня, за неделю решить вопрос. Да это невозможно просто. И здравый смысл говорит об этом».

«Что касается города Иркутска. У нас принят закон Иркутской области «Об особом статусе», финансирование областного центра производится в особом порядке в соответствии с законом. В этом году на финансовое обеспечение закона из областного бюджета направлено 427 млн. рублей. Неужели это не учитывает особого статуса столицы Иркутской области?

Ассоциация муниципальных образований - площадка, на которой должно вырабатываться консолидированное мнение мэров. Как должностное лицо, отвечающее за работу с территориями, я провел порядка 25 встреч с мэрами районов и городских округов. Я вам скажу – абсолютное большинство высказалось против этой инициативы, потому что она не была обсуждена надлежащим образом на площадке Ассоциации. Это вывод и мэров районов и округов».

Внештатный советник губернатора Иркутской области Сергей Шишкин:

«Отношения между бюджетами всегда острые. Как нам говорят, в городе Иркутске мы имеем дефицит бюджета. У меня только вопрос, почему он вдруг стал дефицитным? Два года назад был профицитный бюджет, сегодня – дефицитный. У меня вопрос, почему сегодня 9 млрд руб. мы закладываем в дефиците области? Потому что фискальность на всех этажах нашей системы растет. Потому что такой у нас Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс. Когда мы говорим о межбюджетных отношениях, то главный вопрос – самостоятельность. Я один из идеологов местного самоуправления в нашей стране на протяжении 30 лет. Я автор закона об Иркутске как об областном центре, который работает с 1997 года, которым мы пользуемся все. Тема расходов областного бюджета должна сопрягаться с темой расходов каждого муниципального образования».

ИА «ИркСиб».