Как "продвигают" врио

Актуально
Шрифт

Как в предвыборной кампании задействован административный ресурс.

Любая предвыборная кампания сопровождается чередой скандалов, связанных с использованием административного ресурса. Опрошенные нами эксперты уверены, что и в этот раз претендент на главный пост региона Сергей Ерощенко воспользуется этим рычагом. Уже известно, что по городам и весям Иркутской области даны установки на конкретный результат. Главы территорий напуганы, ведь им недвусмысленно намекают, что в Иркутске наблюдают за происходящими предвыборными процессами на местах, и в случае провала будут сделаны соответствующие выводы. Представители СМИ и прикормленные пиарщики в свою очередь жалуются, что бюджеты на политический пиар от «основного» кандидата урезан, а на пиаре возможных конкурентов зарабатывать строжайше запрещено. Не самая приятная ситуация для медийного сообщества, поскольку и текущая предвыборная кампания врио губернатора не будет щедро финансироваться сверх подписанных контрактов на освещение деятельности руководства региона. 

Зоны влияния

Несмотря на то, что дату выборов официально назначили лишь 5 июня, за кулисами политического театра работа во всю уже кипит куда больше месяца. По информации, которая выходит за пределы штаба пока еще неоформленного кандидата Ерощенко, работать на него приехали десятки пиарщиков и юристов со всей России. Им сняли квартиры, выделили автомобили и деньги на карманные расходы. Размеры гонораров начинаются от 100 тысяч, сформирован журналистский пул. Редакторы большинства областных СМИ практически каждый день, как на работу, ходят в Серый дом на планерки. Это вызвано тем, что работу штаба курирует Москва – местные специалисты из команды губернатора несколько раз сели в лужу (вспомним газету "Наша Область", в которой использовали фото президента, что строжайше запрещено Кремлем), поэтому центр решил от греха подальше согласовывать каждое действие штаба.   

Эксперты отмечают, что административный ресурс в этот раз будет применен по полной программе. Весь регион поделен на секторы, в которые внесли районы по тому или иному признаку. На каждую из этих зон «наблюдателями» поставили высокопоставленных чиновников, а особо проблемные территории курируют министры. С главами территорий уже проведены профилактические беседы о том, что от них ждут «правильных» результатов голосования. Поэтому уже сейчас видно, как стараются угодить Серому дому некоторые из них. Далеко ходить не надо, вспомнить вот хотя бы, как организуются пафосные митинги в поддержку Сергея Ерощенко. Черемховский район, Братский, Кутулик – лозунги под копирку, участники под копирку – все бюджетники.     

Будет использован ресурс и своих депутатов из Законодательного собрания. Все они уже посетили округа и встретились с коллегами из районных и деревенских дум. О том, как идет разговор при таких визитах старших братьев на местах, все узнали из просочившейся в СМИ информации о разговоре депутата ЗС с иркутскими единороссами. ИА «Альтаир» сообщило в конце мая, что в думе Иркутска состоялось заседание фракции «Единой России», где присутствовал депутат ЗС Андрей Лабыгин. Он решил воодушевить городских депутатов на выборах главы региона как можно активнее агитировать граждан на своих округах голосовать за Сергея Ерощенко, предупредив, что тех, кто не справится с задачей, ждет ни что иное, как «зачистка». Информагентство цитирует Андрея Лабыгина: «Где-то там за дверкой шкафа спрятаться не удастся, и чрезвычайная комиссия где-то в октябре пересмотрит все ваши личные дела и сделает соответствующие выводы...». 

Настрой Андрея Николаевича понятен – социологические исследования предвыборного штаба Сергея Ерощенко, по просочившейся оттуда информации, показывают, что в столице региона у врио очень серьезные проблемы с рейтингом. 

Экспертное мнение

Сергей Шмидт, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ:

– Административным ресурсом у нас принято называть в первую очередь любые практики принудительного голосования. Замечу, что его не стоит путать с «покупкой голосов». Чаще всего применение административного ресурса предполагает какую-либо форму отчетности об участии в голосовании. Отчетность обычно предъявляется на рабочем месте. Случаи, когда от избирателя требуют фотоподтверждения того, что он проголосовал так, как надо, не такие уж и частые. Фотоподтверждение требуется чаще всего как раз при упомянутой покупке голосов. Административный ресурс рассчитан на людей аполитичных, которым, в общем-то, все равно, за кого голосовать, поэтому его цель обычно – просто привести людей на избирательные участки (в день голосования или досрочно). Если это удается, то аполитичные избиратели в массе своей голосуют «как надо». Апофеозом административного ресурса в нашей области, на мой взгляд, до сих пор остается референдум об объединении области и округа 2006-го года. Судя по всему, все референдумы нулевых по поводу укрупнения регионов являются некой высшей планкой применения административного ресурса. Частенько приходится слышать и о применении административного ресурса в моногородах, в которых директора и владельцы производств обладают большими возможностями влияния на своих работников – чаще всего лично мне приходилось слышать об этом относительно Саянска. В нулевые в таких сюжетах частенько фигурировал Шелехов. Я считаю, что понятие административного ресурса может и должно быть расширено. Оно должно включать не только принуждение к голосованию, но и сам по себе больший набор возможностей запуска информационных сигналов, которые имеются у действующей власти. Учителя, социальные работники, работники ЖКХ легко могут быть мобилизованы властью на не очень напряжную для себя агитаторскую работу – на родительских собраниях, при встречах с клиентами социальных служб, при коммуникации с жильцами многоквартирников. На моей памяти, последние 15-20 лет без такого рода административного ресурса не обходились ни одни выборы федерального и регионального масштабов. Кроме того, действующая власть по определению обладает большими возможностями для занятия информационного пространства с помощью обычных СМИ, что тоже может быть отнесено к административному ресурсу. Еще раз подчеркну, что действует административный ресурс в основном на аполитичных избирателей, политически мотивированные избиратели либо готовы идти на скандал, но не подчиняться давлению, либо будут голосовать назло. Опытные политтехнологи знают об этом и стараются не раздражать политически мотивированных избирателей.

Сергей Беспалов, политолог:

– Административный ресурс будет использован по полной программе. В этом смысле у нас ничего не изменилось: проводятся планерки, рассылаются телефонограммы в территории о том, какую кандидатуру необходимо поддержать, что Ерощенко лучший из кандидатов. Вопрос в том, какой в этот раз будет уровень давления на людей. Ведь мало склонить избирателя идти на участки, его надо еще проконтролировать. А наши люди не всегда идут на поводу у власти. К тому же у нас катастрофически падает явка. Насколько мне известно, вице-губернатор Николай Слободчиков неустанно проводит работу с мэрами, руководителями крупных предприятий по обеспечению гарантированного результата. Хочу сказать, что власть может переборщить, и мы получим очередное протестное голосование. 

Есть два принципиальных сценария, по которым могут пройти эти выборы. Первый: выдвинутся Ерощенко, Левченко плюс два-три клоуна. Таковыми я называю технических кандидатов. Второй сценарий: Ерощенко и клоун. Не исключено, что Левченко попытаются «загасить» - например, собранные в его поддержку подписи могут признать недействительными. 

Юрий Пронин, политолог:

– Административный ресурс в Иркутской области будет использован в широких масштабах и разных формах. Если сравнить с выборами 2001 года, тогда действующая власть тоже обладала серьезным административным ресурсом, но сейчас у власти больше возможности, и ресурс будет более жестким. Все это называется неравенством стартовых условий – его не будет в агитационной сфере, в доступе к СМИ. Например, на телевидении в информационных программах в прайм-тайм явные пропагандистские и агитационные материалы о деятельности Сергея Ерощенко будут выдавать как информационные. Доступ оппозиционных кандидатов к телеэфиру будет ограничен. То же самое будет и по встречам с избирателями. Есть опасения, что один кандидат будет иметь доступ в любые аудитории: учреждения образования, медицины и те же силовые структуры. У других кандидатов с этим возникнут проблемы. Что касается муниципального фильтра, то, кроме  кандидата от «Единой России», может пройти кандидат от коммунистов, но с трудом. Будут и технические кандидаты - с ними единороссам придется поделиться голосами. 

 

Мнение авторов комментариев не обязательно совпадает с мнением редакции