30 бабушек в заложниках Больших Котов

Ситуация
Шрифт

Им никто не рассказал о льготах за проезд, а платить ВСРП по полторы тысячи за дорогу туда и обратно им не по карману. 

Туристический сезон на Байкале в самом разгаре. Желающих посетить славное море, в том числе из-за рубежа, хоть отбавляй. Особенно активно бизнесмены зарабатывают на путешествиях по озеру в направлении Листвянки и далее – по живописным местам. Тысячи приезжих катаются на теплоходах, катерах, яхтах. И не секрет, что большую часть маршрутов, по сути, монополизировала подконтрольная семье губернатора компания – «Восточно-Сибирское речное пароходство». Это предприятие является официальным перевозчиком в том числе жителей населенных пунктов вдоль береговой линии Байкала.  Все бы ничего, но в погоне за длинным рублем воротилы водного бизнеса бросили на произвол судьбы целый населенный пункт – Большие Коты, жителям которого, а это по большей части пенсионеры, просто не по карману выбраться на большую землю транспортом пароходства. Чтобы, например, съездить до Иркутска на обследование, они платят столько же, сколько и иностранные туристы. Отметим, летом речной транспорт для них – единственный способ добраться до цивилизации.

Заложники 

Реклама на сайте ВСРП маршрута из Иркутска в поселок Большие Коты, который находится в 18 километрах от Листвянки, должна заворожить потенциальных туристов. «Это один из самых популярных маршрутов среди жителей Иркутска. Всего 1,5 часа на теплоходе «Восход», и Вы уже наслаждаетесь свежим байкальским воздухом, живописными окрестностями и дикой природой! Во время стоянки Вы можете покататься на лошадях, посетить Музей байкаловедения и аквариум Института биологии».

Стоит это райское путешествие в одну сторону из Иркутска 740 рублей, если из Листвянки, то 380 рублей. Путешественников эта стоимость порой приводит в шок – довелось пообщаться на речном вокзале с одной семьей. «Нас четверо, туда-обратно – это шесть тысяч!» – возмущается отец семейства.

Такие особенности туриндустрии больно бьют по кошелькам пенсионеров. Например, из Больших Котов, где официально прописано всего 49 человек. Молодежь давно уже оттуда перебралась на большую землю и в немалой степени как раз из-за транспортной изолированности. Теперь люди держат там дачи, так как место действительно красивое, и приезжают туда в основном на период летнего отпуска, ведь с такими ценами еженедельно не наездишься.

С проблемой к нам в редакцию обратились родственники 74-летней жительницы Больших Котов. Они рассказали, что женщина является ветераном труда, инвалидом второй группы. Таких, по ее словам, в Котах немало. Так вот, женщина обратилась от имени практически всех ее таких же пожилых соседей с просьбой помочь разобраться в несправедливом подходе со стороны властей и пароходства. Официальным лицензированным пассажирским перевозчиком является ВСРП. Но у местных жителей нет никаких льгот. Они платят полную стоимость.

«У меня пенсия всего 12 тысяч рублей. Естественно, этих денег ни на что не хватает, – отмечает наша собеседница. – Представляете, мы все тут пожилые люди, больные. У нас букет всяких болячек. Всем периодически необходимо в Иркутск на обследование ездить или в соцзащиту. Да, мало ли какие проблемы возникают? Родственники у многих не могут себе позволить приехать навестить родителей. Не у всех же найдется 1480 рублей на теплоход. И что нам делать? Мы прямо как заложники».

Не было такой проблемы?

В кассах, где продают билеты на теплоход до Больших Котов, давно привыкли выслушивать неприветливые комментарии со стороны местных жителей. В администрации Листвянского муниципального образования, куда входит и населенный пункт Большие Коты, нас ошарашили ответом. Глава администрации Галина Бичевина заявила, что «такой проблемы не было, мы и не занимались ею. Но сейчас займемся».

Бичевина отметила, что после нашего звонка она связалась с районной соцзащитой, и там что-то будут решать. При этом глава похвасталась, что в зимнее время власти удосуживаются еженедельно туда и обратно отправлять судно на воздушной подушке. А в остальном, по словам главы, там все хорошо. Пенсионеров там живет всего ничего – более двадцати человек. Многие из них – бывшие сотрудники ИГУ, и, как известно, учебное заведение содержит там биостанцию. Мол, вот их пенсионеры, значит, и их забота.

Действительно, как выяснилось, в Большие Коты по научным надобностям ходит теплоход. И сотрудники станции не обижают стариков – если сильно надо, то и доставят до большой земли. Но, во-первых, научный теплоход не занимается пассажирскими перевозками. Во-вторых, сегодня он есть, а завтра, может, и нет. Чего не скажешь о транспорте ВСРП, у которого есть расписание и перед которым стоит задача не только зарабатывать деньги, но и выполнять некую социальную функцию. Галина Бичевина, по понятным причинам, с осторожностью рассуждала на тему пароходства и его социальной ответственности. Правда, в одном согласилась – для пенсионеров проезд на теплоходах перевозчика «неподъемная плата».

Глава муниципалитета за полчаса разговора с нашим корреспондентом ни разу не упомянула о том, что, оказывается, в Приангарье действует областной закон, который предоставляет определенной категории граждан, а это и ветераны труда, и труженики тыла,  право на льготный проезд. И, между прочим, на речном транспорте тоже. Для этой категории граждан в сезон – с 1 мая по 1 октября – льгота составляет 50 процентов от стоимости билета. Об этом мы узнали, связавшись с министерством соцзащиты. Жители же Больших Котов говорят, что местные власти уверяют, что у них нет такого права. Похоже, людей чиновники вводят в заблуждение. После полученной информации в Иркутске мы снова позвонили в Листвянку главе Галине Бичевиной, чтобы узнать, почему она вводит в заблуждения прессу и жителей Больших Котов тем, что замалчивает информацию о льготах. На это глава ответила, что не обязана никому ничего объяснять, в том числе и по льготам, и бросила трубку. 

Хорошим примером социальной ответственности мог бы стать бесплатный проезд жителей  Ольхона, на который можно добраться на пароме. Причем местные имеют льготу в независимости от того, работающий человек или ветеран. Здесь же власти и пароходство в упор не видят проблему тридцати пенсионеров из Больших Котов. О ней даже не знают.

Подозрительно, что местное население никем не информировано о льготах. Слуги народа не удосужились хотя бы в здании администрации вывесить разъяснение. Неужели убудет у пароходства, если пенсионеры из Больших Котов будут ездить в Иркутск и обратно за половину стоимости билета?

Складывается мнение, будто ВСРП и местные власти просто сговорились.

Фото с сайта irkipedia.ru

Мнение авторов комментариев не обязательно совпадает с мнением редакции